Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

      Занятие-практикум «Гигиенический уход за ребенком»  Лажанева Я.А.,медсестра , МДОУ Пожегодский детский сад

          Занятие-практикум «Гигиенический уход за ребенком»  Лажанева Я.А.,медсестра

                                                                              МДОУ Пожегодский детский сад

Цель. Пропагандировать среди родителей здоро­вый образ жизни, необходимость выполнять общеги­гиенические требования; знакомить с гигиенически­ми навыками, которые нужно формировать у ребен­ка дошкольного возраста.

О чем следует знать родителям .

Дошкольный возраст - наилучшее время для фор­мирования и закрепления на всю жизнь привычки к чистоте: дети этого возраста в состоянии успешно ос­воить все основные гигиенические навыки, понять их важность и приучиться выполнять их системати­чески, правильно и быстро.

Большинство детей к 5 годам уже умеют самосто­ятельно умываться.

Для выработки и закрепления этого навыка ребен­ка необходимо научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, смывать мыло, досуха вытираться только лич­ным полотенцем.

Нужно несколько раз показать ребенку, где посто­янно висит его полотенце. Не стоит торопить ребен­ка, если поначалу на умывание он тратит много вре­мени. Если навык мытья рук и умывания не закре­пить в этом возрасте, в дальнейшем у вас будет мно­го хлопот.

Главное для выработки гигиенических навыков -пример взрослых. Если родители утром делают гим­настику, а затем принимают душ, ребенок будет по­ступать так же.

Дети должны усвоить привычку по вечерам еже­дневно не только умываться и чистить зубы, но и мыть ноги прохладной водой, тщательно вытирая кожу между пальцами, не оставляя влажными места, где чаще всего развиваются грибковые заболевания кожи. Летом желательно мыть ноги и перед дневным сном. Для ног нужно отдельное полотенце.

Если кожа рук обветрилась, ее после мытья можно смазывать кремом «Детский» либо втирать кремы типа «Тик-так», душистый глицерин и другие смяг­чающие косметические средства.

Дошкольник способен самостоятельно пользо­ваться носовым платком, поэтому подумайте, где и как будут храниться у ребенка эти платки, и никогда не ругайте его за утерянные.

Очень важно в этом возрасте приучать детей к оп­рятности. К гигиеническим навыкам, которые необ­ходимо воспитывать, относится и внимание к своему внешнему виду (не ходить в обуви с развязанными шнурками, в платье или рубашке с расстегнутыми пуговицами и т.д.).

Советует врач-педиатр Чистоплотность - на первом месте

От девочки требуется особая чистоплотность: ее гигиена связана не только с ее здоровьем, но и со здо­ровьем ее будущих детей. Вечерний туалет девочки должен включать ежедневное подмывание. Это же от­носится и к мальчикам: чем младше мальчик, тем боль­ше он нуждается в этой процедуре, ведь он еще не очень хорошо владеет навыками пользования туалетом.

Сажать ребенка в таз для подмывания не следует, так как при этом половые органы будут обмываться загрязненной водой. Подмывать ребенка можно только струей воды (при пользовании душем нужно следить за тем, чтобы она падала мягким, рассеян­ным пучком). Если это невозможно, нужно пригото­вить воду в специальной посуде (кружка, кувшин, банка, бутылка с широким горлом), вымыть руки с мылом, посадить ребенка над тазом, встать за его спиной. В левую руку взять сосуд с водой, в правую- кусок марли или ваты, нагнуться над ребенком, на­мочить вату или марлю (можно намылить) и обмыть наружные половые органы движением спереди на­зад. После процедуры насухо вытереть кожу про­межности и бедер специально выделенным для этого полотенцем.

Если подмывать девочку регулярно, она в даль­нейшем не сможет обходиться без этой процедуры.

Употреблять без назначения врача лекарственные препараты и травы для подмывания не рекомендует­ся. Трусы девочкам следует обязательно (мальчикам

желательно) менять ежедневно. Мы бы рекомендо­вали вообще всем ежедневно менять нижнее белье, а также колготы, носки, гольфы и пр.

Любые, даже незначительные выделения являют­ся хорошей питательной средой для микробов, что может привести к вульвовагиниту, парапроктиту, вызвать раздражение наружных половых органов и бедер.

Колготы без трусов носить не рекомендуется.

Общую гигиеническую ванну нужно делать не ре­же двух раз в неделю (при наличии соответствую­щих гигиенических условий лучше делать общие водные процедуры утром и вечером, тогда не нужна будет сложная процедура подмывания). Уход за волосами

Мыть голову необходимо раз в неделю; при этом лучше пользоваться кипяченой водой и специальны­ми детскими шампунями, например «Мойдодыром», «Детским», «Кря-кря»: они содержат витамины и другие добавки, которые обладают приятным запа­хом, противовоспалительным действием и не раз­дражают кожу и слизистую глаз.

Волосы желательно высушить до того, как ребе­нок ляжет спать. Сушить их феном нежелательно.

Расчесывать короткие волосы нужно от корней к концам (так улучшается кровообращение кожи голо­вы). Длинные волосы следует расчесывать отдель­ными прядями, начиная с концов (расчески лучше выбирать с тупыми и редкими зубьями). Заплетать косички следует только тогда, когда волосы сухие. Не рекомендуется плести очень тугие косы, туго ох­ватывать волосы заколками или бантами, так как от сильного натяжения волосы выпадают. Время от времени рекомендуется менять пробор. Пользование туалетом

Пользоваться горшком ребенок уже обучен, теперь ему необходимо научиться пользоваться унитазом. Для этого рекомендуется специальный вкладыш к унитазу из пластмассы или окрашенной фанеры. Ребенка необходимо научить самостоятельно са­диться на унитаз, вставать и пользоваться туалетной бумагой. Опрятность при пользовании туалетом -это не только залог чистоплотности в будущем, но и сохранение здоровья ребенка в настоящее время. Гигиена полости рта

На 4-м году жизни ребенок уже может самостоя­тельно чистить зубы и полоскать рот после приема пищи.

< Известно, что по состоянию зубов можно судить об уровне физического развития.

В период между 3-м и 6-м годами молочные зубы выполняют следующую функцию: они, образно го­воря, заняли место и придерживают его до поры до времени, когда появятся постоянные зубы. Зубы формируются правильно, если для них есть доста­точно места. Если молочные зубы выпадают рано (например, в результате кариеса), то челюсть разви­вается недостаточно и оказывается маленькой для постоянных зубов, которые начнут теснить друг дру­га. Результат? Зубы будут расти криво.

Примерно на 5-м году жизни у ребенка начинают выпадать молочные зубы: сначала резцы, затем клы­ки и боковые зубы. Выпадение молочных зубов обычно проходит безболезненно и не должно вызы­вать тревоги.

Шатающийся молочный зуб должен оставаться во рту до тех пор, пока не выпадет сам.

Кариес (разрушение зуба) чаще возникает в том случае, если в пище содержится большое количество углеводов, которые вызывают появление в полости рта множества бактерий, поражающих зубы. Напри­мер, возникновению кариеса способствует чрезмер­ное употребление сладостей. Помните, каждая кон­фетка, которую вы даете ребенку, оставляет малень­кий вредоносный след на его зубах.

Лучшая профилактика болезней зубов - фтор. По­этому не сопротивляйтесь рекомендациям стомато­логов - изменить режим питания, использовать спе­циальные зубные пасты и т.п.

Если ребенок с раннего возраста привыкнет чис­тить зубы и полоскать рот, вам нетрудно регулярно осматривать полость его рта и горло. Если вы обнару­жите на зубах темные и черные пятна, различные по­лости и т.п., не успокаивайте себя мыслью о том, что этот зуб молочный и рано или поздно он выпадет. Идите к зубному врачу!

Итак, учите своего ребенка регулярно и правильно чистить зубы. Их чистят утром и вечером. При этом помните: чистка зубов - это начальные элементы то­чечного массажа. На слизистой оболочке рта «пред­ставлены» почти все наши органы - сердце, легкие, желудок, кишечник, печень и почки. Поэтому энер­гичная утренняя работа зубной щеткой способна «зарядить» организм в целом, а вечером необходи­мости тонизировать организм нет. Что из этого сле­дует? Вечером необходимо сделать 300-400 «скре­бущих» движений сверху вниз по оси зуба, утром движения должны быть «подметающими»: так силь­нее массируются десны и тонизируется деятельность всего организма.

Чистку зубов полезно сочетать с массажем десен. Для этого небольшое количество зубной пасты нуж­но нанести на указательный и большой пальцы, са­момассаж следует начинать от центра челюстей, а за­тем постепенно перемещать пальцы к их краям. На верхней челюсти десны массируют сверху вниз (от десен к зубам), а на нижней - снизу вверх. Массиро­вать нужно круговыми движениями (утром - по ча­совой стрелке, вечером - против) в течение 5-7 ми­нут. После этого рот следует прополоскать.

При регулярном массаже десен их нежная слизис­тая получает своеобразную закалку: повышается ус­тойчивость к возможным механическим поврежде­ниям, воздействию холода, тепла, улучшается крово­обращение, а значит, питание десен и зубов.

Возьмите за правило делать такую «зарядку» по утрам вместе с ребенком!

Покупая зубную щетку, помните: вы выбираете здоровые или нездоровые зубы. Недоброкачествен­ная щетка способна поцарапать эмаль и повредить десны, что неизбежно приведет к заболеваниям по­лости рта.

Щетина зубной щетки должна быть аккуратно подстриженной, без торчащих поодиночке волосков, неколючей. Зубную щетку нужно менять минимум четыре раза в год.

Стоматологи отмечают: в 40% случаев кариес воз­никает между зубами, именно поэтому пространство между ними надо тщательно очищать, например ни-тями-флоссами. Это позволяет избежать налета на зубах и зубного камня. От налета на зубах в так на­зываемых проблемных местах (между зубами, на внутренней поверхности зубов и др.) помогает изба­виться и специальная зубная щетка - со щетиной, подстриженной на разных уровнях.

И еще одно правило было бы неплохо перенять у наших зарубежных коллег: «сладкое - по субботам». В некоторых странах неукоснительное выполнение этого правила уже привело к значительному умень­шению болезней зубов у детей (!).

Памятка для родителей Как правильно чистить зубы?

Ухаживать за зубами ребенка нужно с того мо­мента, когда появится первый молочный зуб. Со времени его прорезывания и до 2 лет зубы нужно чистить специальной детской зубной щеткой без зубной пасты.

С 2 до 4 лет чистить зубы рекомендуется специаль­ной детской зубной пастой без фтора (зубной пасты на каждую чистку надо брать немного - горошину).

С 4 лет можно использовать детские зубные пас­ты с низким содержанием фтора, а с 6 лет - пасты с нормальным содержанием фтора. Чистка зубов важна в любом возрасте, но особенно на стадии появления постоянных зубов. Они начина­ют прорезываться у детей в 6-7 лет. В этот период зу­бы наиболее подвержены кариесу: их эмаль еще не­зрелая, т.е. недостаточно минерализованная и слабая.

Зубы нужно чистить горизонтальными возврат­но-поступательными движениями, располагая зуб­ную щетку перпендикулярно зубному ряду.

Внимательно изучите вместе с вашим ребенком правила чистки зубов и по возможности постарай­тесь в течение некоторого времени следить за тем, правильно ли он чистит зубы. Пусть эти правила войдут у него в привычку!

Чтобы зубы были здоровыми

Состояние зубов напрямую влияет на наше здо­ровье в целом. За зубами нужно бережно ухаживать каждый день. Ребенок должен помнить: гигиена по­лости рта так же важна, как, например, правило мыть руки перед едой.

Основные рекомендации сводятся к нескольким прописным истинам.

  • Чистить зубы качественной фторсодержащей
    зубной пастой два раза в день.
  • Соблюдать правила рационального питания (с
    ограничением углеводов).
  • Регулярно, 2 раза в год, посещать стоматолога.

Очень важно, чтобы вы объяснили детям эти пра­вила и помогли их запомнить. Если ваш ребенок всегда будет следовать им, то его зубы будут креп­кими и здоровыми всю жизнь!

Чем нужно чистить зубы?

Чистить зубы следует утром и вечером качест­венной зубной пастой и щеткой. Это важно особен­но, когда у детей прорезываются постоянные зубы (с 5-6 лет).

Для чистки зубов человечество издавна приме­няло самые разнообразные приспособления: от подручных (пальца) до специально расплющенной палочки и золотых зубочисток. В наше время ис­пользуют зубную щетку. Сейчас ни у кого не возни­кает вопроса: какую выбрать щетку - из искусст­венной щетины или натуральной? Конечно, из ис­кусственной: она более гигиенична, долговечна, а ее жесткость регулируется в соответствии с современ­ными гигиеническими требованиями.

Подобрать наиболее подходящую именно для ва­шего ребенка пасту и щетку поможет врач-стомато­лог. А мы поможем вам сориентироваться в огром­ном разнообразии имеющихся в продаже средств для ухода за полостью рта.

 

 

 

 

 

 

Информация о проведенных консультационных мероприятиях для родителей МДОУ «Пожегдинский детский сад»

 

Информация о проведенных консультационных мероприятиях для родителей МДОУ «Пожегдинский детский сад»

 

 

 

Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением некоммерческих организаций (далее – НКО), нарастающим итогом с 2020 года, ед.

 МДОУ Пожегдинский детский сад – 7 очных, традиционных – 7 консультаций, дистанционных - 0 консультаций;

Практические занятия – 4 занятия;

Участие в праздниках – 4 празника.

 

 

«Как организовать летний отдых с ребенком». Подготовила: заведующий МДОУ «Пожегдинский детсий сад» Микушева А.И

«Как организовать летний отдых с ребенком».

 

Подготовила: заведующий

МДОУ «Пожегдинский детсий сад»

Микушева А.И.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/06/27/k_5b33994da2021/474467_1.jpeg Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Лета, известного нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые. Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха в городе и на даче, на берегу реки или моря. Маленькие дети, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых: воспитателя в детском саду, родителей в семье.

Дошкольникам радостно отдыхать как на юге, где есть море и можно

загорать, купаться, играть с водой, так и на даче или в деревне с родителями

или бабушкой и дедушкой. Как бы ребенок не проводил каникулы, он воспринимает это как лучший способ отдохнуть. Дети обладают достаточной

фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать.

Выбирая для ребенка место для летнего отдыха, следует учитывать особенности его здоровья, нервной системы.

Оhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/06/27/k_5b33994da2021/474467_2.jpeg тправляясь к южному морю, особенно на короткий период, родителям надо помнить, что такая поездка требует большой перестройки детского организма.

Детям с ослабленным здоровьем на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияет на сосудистую и нервную систему. Но, подвижным, эмоциональным детям в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. Им больше подходит Анапа или Калининградская область.

Неорганизованный отдых на юге, у моря, как правило, требует больших усилий родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе, могут быть неприятные последствия – солнечные ожоги, ухудшения сна, аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары. Следует помнить и о том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех детей проходит легко.

Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном

климате – на природе в загородной местности, т.е. на даче. А там – солнышко

ярче, трава зеленее, воздух чище, чем в городе. Малыш сможет порезвиться в

саду, поесть свежих овощей, ягод, фруктов.

Лhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/06/27/k_5b33994da2021/474467_3.jpeg ето надо использовать с максимальной пользой для здоровья ребенка, чтобы он вернулся в город окрепшим, закаленным, загорелым и веселым. Ну, а если нет возможности вывезти ребенка из города, можно с пользой провести летние выходные дни. Можно пойти на речку, отправиться в луг за ягодами или совершить семейный поход в лес. Очень полезно для ребенка совершать недлительные прогулки в парк или сквер. При этом не забывать, что одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру. По ходу прогулки наблюдайте за окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья.

Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную

игру «Раз, два, три – к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево,

которое следует быстро определить и добежать до него).

Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной

стороны ее кора гладкая; с северной – грубая, с трещинами, наростами. Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу. Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок. Вместе с ребенком полюбуйтесь цветами, прислушайтесь к звукам, которые издают насекомые, наслаждайтесь пением

птиц. Встретив на прогулке ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению. Объясните ребенку, что растения очищают воздух.

Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки. Из

собранных природных материалов смастерите поделки, которыми можно

украсить дом или принести их в детский сад.

Гуляя с ребенком, напоминайте им правила поведения в природе и

сами неукоснительно выполняйте их. А эти правила очень просты:

- не разбрасывайте фантики, бутылки и другой мусор;

- не рвите и не разрешайте детям бесцельно рвать цветы, лекарственные

и другие растения, ломать ветки деревьев;

- не ловите и не позволяйте детям ловить и убивать бабочек, кузнечиков,

стрекоз, шмелей, пчел и других насекомых;

- ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки;

- не позволяйте детям разорять муравейники и птичьи гнезда.

Лето – не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно,

чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным

временем.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А

родители обязаны помнить, что солнце хорошо, но в меру! Самая большая

опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар,

поскольку маленький ребенок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Чем меньше возраст ребенка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Загорать детям следует не под прямыми солнечными лучами, а в тени, лучше во время игр и в движении.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/06/27/k_5b33994da2021/474467_4.jpeg Прекрасное закаливающее средство – купание. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать малышу возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. Не допускайте переохлаждения ребенка при купании. В воде вместе с ребенком обязательно должен находиться взрослый.

Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

·       Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

·       Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.

·       Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

·       Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

·       Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).


 

«Питание ребенка летом»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2018/06/27/k_5b33994da2021/474467_5.jpeg Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.

Как организовать питание ребенка в летнее время?          

Калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).

Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

Летом необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это  источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма. 

Впереди у вас три месяца летнего отдыха. Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!

 

Консультация  для родителей Спортивные игры и упражнения в жизни детей Подготовила воспитатель МДОУ «Пожегдинский детский сад» Ладанова Алла Алексеевна

Консультация  для родителей

 

Спортивные игры и упражнения в жизни детей

 

Подготовила воспитатель

МДОУ «Пожегдинский детский сад»

Ладанова Алла Алексеевна

 

               Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.  Чем богаче сенсомоторный опыт ребенка, тем легче формируются его двигательные навыки. Этот опыт успешно приобретается при выполнении специально подобранных, методически правильно организованных физических упражнений. Оказывается, что одним из удачных в этом смысле упражнений являются упражнения и игры с мячом – элементы баскетбола, футбола, волейбола и тенниса. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, которое дает полноту ощущения формы. Шар оптимально задействует все анализаторы – двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный, что усиливает эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев, психическое состояние ребенка и его физиологические функции.

         Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль мышечной радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Кроме этого, спортивные игры упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке.

          Однако,  прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион ( городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д.

Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений- от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой  деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

 

Консультация для родителей «Мы рисуем музыку»Подготовил муз. руководитель:   Мартюшева Нина Александровна

 

 

 

Консультация для родителей

 

«Мы рисуем музыку»

 

1192_705_etl-zz063030-1024x840.jpg

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

                                                       

Подготовил муз. руководитель:

                                                         Мартюшева Нина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

Мы рисуем музыку

 

         Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников.

           Как и общая культура человека, музыкальная культура формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.

          У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.

         Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее    отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихо» или «громко». Музыка    по - своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы.

   

 

Выполните с ребенком такое интересное задание.

 

Послушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из«Времена года» Вивальди, или произведения для детей русских и советских  классиков: П. И. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского).

 

      В первую очередь ребенок должен просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания он будет бурно выражать свои эмоции, не останавливайте его. Это значит, что малыш правильно определил характер исполняемого произведения. Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило? Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким – либо рисунком.

Перед началом рисования поинтересуйтесь у ребенка, какого цвета

карандаши он хочет взять для рисунка. Логично предположить, что малыш выберет карандаши ярких, красочных тонов. Естественно, во время всего процесса снова должна звучать та же музыка. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Помогите наводящими   вопросами: веселая или грустная  музыка звучала во время рисования, какое настроение было у него в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку? Ребенок 3-4 лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопросы и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения. Выберите несколько песен с шутливым, жизнерадостным текстом, а также песни печального содержания. К примеру, подойдут песенки "Антошка", "Пропала собака" и т. п. Дайте малышу внимательно прослушать песню, а затем предложите ему определить характер музыки. С уверенностью можно утверждать, что ребенок правильно охарактеризует мелодию, ведь в этом ему помогут слова песни. Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, вы развиваете у крохи и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.

Возьмите диск с записью известного сочинения   П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке!

даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке!

 

         Точно такое же задание можно выполнять и под  музыку грустного, печального характера. В этом случае вы можете включить произведение Шуберта "Аве Мария" или "Лебедь" Сен- Санса. Теперь ребенок, скорее всего, выберет карандаши более темных оттенков, а созданный им рисунок будет разительно отличаться от предыдущего. Если малыш самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под веселую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под звучание произведения грустного характера серое небо с темными тучами. Возможно, малыш будет просто беспорядочно закрашивать лист бумаги одним каким-нибудь цветом. Ни в коем случае нельзя критиковать его рисунок. Это тоже выражение чувства и настроения.

         Пусть ребенок не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно.

         Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейт.

 

 

 

 

Кризисы в развитии детей дошкольного возраста и пути их преодоления

Кризисы в развитии детей дошкольного возраста и пути их преодоления

Родители часто обращаются в консультативные центры с вопросами о том, почему ребенок в три года меняется: становится капризен, проявляет чувство негативизма, упрямство (не свойственное ему до этого возраста), хочет все делать сам, даже если у него ничего не получается. В семь лет взрослые видят, что ребенок вдруг начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное.

Что случилось? Что делать? Начиная беседовать с родителями, становится понятно, что ребенок проходит очередной кризис дошкольного возраста.

Что такое кризисы, как они протекают и какое значение имеют для развития ребенка-дошкольника, мы сейчас и будем говорить.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако именно этот период имеет очень важное значение для всей последующей жизни человека. В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

  • Младенческий – с рождения до одного года;
  • Раннее детство – от года до трёх;
  • Дошкольное детство – от трёх лет до семи.

Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии кризисами возрастного развития. Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Лев Семёнович Выготский (1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций, писал, что если бы периодов кризисов не было, то их надо было бы выдумать, т.к. в эти периоды ребёнок больше приобретает, чем теряет.

 

Возрастная периодизация по Л.С. Выготскому

0-2 мес. - кризис новорожденности.

2 мес. - 1 год - младенчество, кризис 1 года,

1-3 года - раннее детство, кризис 3 лет,

3-7 лет - дошкольный возраст, кризис 7 лет,

8-12 лет - школьный возраст, кризис 13 лет,

14-18 лет - пубертатный период, кризис 17 лет.

Новорожденность (от рождения до 2 месяцев)

Кризис новорожденности

Сущность и значение кризиса новорожденности были подробно описаны Даниилом Борисовичем Элькониным (1904 – 1984) – советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Он считал, что само рождение – это кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называют травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы. Новорожденность – совершенно своеобразный период жизни младенца. Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

Младенчество (от 2 месяцев до 1 года)

Кризис 1 года

В младенчестве жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта – взрослый человек.

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Что делать, когда у ребенка кризис одного года?

Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. В один год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д.

Нельзя потакать всем капризам ребенка. Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:

  • запретов должно быть как можно меньше (лучше не запрещать, а отвлекать);
  • отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).

Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

Кризис 3 лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых.

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет.

  • Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».
  • Упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.
  • Строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.
  • Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них – бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом – обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»).

Ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения, где главным источником оценки поведения и действий ребёнка является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев (1,5 года).
  2. Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  3. Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
  4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
  7. Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

  1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)», «А что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Дошкольный возраст (от 3-7 лет)

Кризис 7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Как мы отмечали выше, ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В 6 - 7 лет – это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи (например, отца), или стремиться к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Одновременно с симптомами «странного поведения» «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода.

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно, и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.

Одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление   6 - 7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Рядом с маленьким ребенком всегда должен быть добрый, заботливый, любящий взрослый, который поможет малышу научиться жить в этом мире, справляться с трудностями, говорить о своих чувствах, переживаниях, успехах.

 

Рекомендуемая литература:

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития. 1996.

Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

 

Магические «можно» и «нельзя» (консультация для родителей) Шебырева В.М.,воспитатель  МДОУ Пожегодский детский сад

Магические «можно» и «нельзя» (консультация для родителей)          

                                         Шебырева В.М.,воспитатель  МДОУ

                                              Пожегодский детский сад

«Мне надоели, мамочка, твои «нелзялки».
Скажи мне, я твоя чужая дочь?»

Наконец-то Вы примирились с кризисом и упрямством в ожидании лучших перемен и вдруг… снова подводные камни. И где только взять выдержку и терпение, чтобы эти сюрпризы принять.

Вчера он потребовал для игры вазу, взял нож, подточить карандаш… Вы начали объяснять ему что это нельзя. А он, не слушая объяснений, как закричит, как затопает ногами, весь покраснел, волосы стали мокрыми, залился слезами и бросился на пол.

Дать вазу — разобьет, нож — порежется. Все запретишь — станет неуправляемым. Что делать? И есть ли выход?

Но прежде чем искать выход, попробуем разобраться с чем связана агрессивность малыша.

Работа головного мозга — сложнейшее соотношение процессов возбуждения и торможения. У взрослого одновременно с возбуждением фиксируется и процессы торможения, которые не позволяют возбуждению охватить весь мозг, у ребенка возбуждение обычно превалирует над торможением. Он просто не может свое поведение еще регулировать социальными нормами и волевыми усилиями. Особенно если мы муштруем его бесконечными «нельзя».

«Нельзя», конечно же, необходимы, чтобы малыш усвоил нормы поведения людей. Но круг их должен быть адекватен.

К примеру, он просит вазу не говорите сразу нельзя, а лучше разочарованно, махнув на вазу рукой, возьмите ее поднесите, искренне сетуя, что она тяжелая и с ней невозможно играть. Как только ребенок прикоснется к ней верните ее на стол, и без промедления, не давая ребенку опомниться переключите его внимание в новое русло. Возьмите карандаши нарисуйте другую вазу, придумывая занимательную историю.

Когда же вместо «отвлекающего маневра» звучит категоричное нельзя ваш малыш очередной запрет воспримет как сигнал к началу негативных действий.

Советы родителям как вести себя с ребенком, который устраивает сцены

  • -Запреты всех взрослых должны быть одинаковыми.
  • -Не утешать ребенка запретными вещами.
  • -Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у Вас, действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, бабушек и т.д.
  • - Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помните ребенок подражает Вам.
  • -Если Вы что-то разрешили вчера, то разрешите это и сегодня.
  • -Когда ребенок настроился на «сцену», моментально переключите внимание, превратив все в игру.
  • - «Воинственность» ребенка можно погасить своим спокойствием.
  • - Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то как Вам хотелось бы это видеть.
  • - Старайтесь чаще говорить «можно».

Как не надо вести себя родителям с ребенком, который устраивает сцены

  • -Запрещать все без конца, не учитывая возрастных особенностей ребенка.
  • -Входить в дебаты с рассерженным ребенком и шантажировать его.
  • -Свое плохое настроение все время разряжать на ребенке.
  • -Практически не говорить ему «можно».
  • -Постоянно говорить ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша, что впоследствии затруднит его общение с внешним миром.
  • -Использовать агрессивные методы воспитания. Агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения.

Воспитание — это не поле боя.

Любите и уважайте своего ребенка!

Посеешь поступок — пожнешь привычку,

Посеешь привычку — пожнешь характер,

Посеешь характер — пожнешь судьбу!

Рекомендуемая литература

Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 1997 г.

Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком ТАК? Москва 2008 г.

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы. Москва 1991 г.

 

МДОУ Скородумский детский сад Малышок»

Месяц

Основные мероприятия

Ответственные

1.

Сентябрь-октябрь

  • Информирование общественности о работе консультативного пункта на базе МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино
  • Выявление и приглашение на консультативный пункт семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
  •  Анкетирование родителей «Выявление запросов и ожиданий».
  • Утверждение годового плана работы Консультативного пункта.
  • Распространение информационного буклета о деятельности консультационного пункта.

Круглый стол:

  • «Консультативный пункт: его функции и действия»
  • Законодательная база дошкольного образования
  • Обзор литературы «Воспитание и развитие ребенка до 3 лет»
  • Онлайн-анкетирование родителей с целью выявления проблемных вопросов воспитания и обучения детей.
  • Экскурсия по ДОУ  

Демина З.Н. заведующий

Воспитатели Липина Т.В.

Пашнина М.Е.

Демина А.Н.

2.

Ноябрь

  1. «Мой ребенок меня не слушается»

Тренинговое занятие

 

1 родитель

Воспитатель

Пашнина М.Е.

 

3.

Февраль

  1. «Поощрение и наказание детей в семье. Похвала и порицание ребенка»

Тренинговое занятие

 

1 родитель

 

Воспитатель

Липина Т.В.

.

 

4

Апрель

  1. «Возможности игровой среды дома. Как ее организовать»

Лекция

1 родитель

 

Воспитатель

Демина А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей Подготовила воспитатель старшей разновозрастной группы Коровина Александра Евлогиевна «СЕМЬЯ И КНИГА»

Памятка для родителей

 

Подготовила воспитатель

старшей разновозрастной группы

Коровина Александра Евлогиевна

 

«СЕМЬЯ И КНИГА»

 

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Читайте на здоровье!

Памятка для родителей

«Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории: возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и др.

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

 Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь. Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

 

 

 

Рекомендации для родителей

по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. 
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях