Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Консультация на тему: 
«Развитие эмоционального интеллекта 
у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. 
Ход: 
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста становится логичным способом реализации нового стандарта на практике. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из стандарта, является умение «договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты». 
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции — не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций: самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя) и самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями); социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми) и управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:
комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?
1. Управление собственным поведением.
Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребёнок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребёнку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять своё отношение к произошедшему. Когда ребёнок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает своё настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать своё поведение.
2. Понимание чувств других людей.
На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребёнок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?
В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Очень важно развивать эмоциональный интеллект у детей, потому что развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной семейной жизни в будущем. Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.
Так же нужно показывать свои чувства. Взрослый для ребёнка – модель подражания. Когда ребёнок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозлённого, иными словами – естественного.
Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даёте право и ребёнку переживать всё многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.
Наши дети всё впитывают в первую очередь через опыт и через наш пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребёнка, вы одновременно будете развивать его и у себя.
Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя), прослушивание музыкальных произведений;
творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).
игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания;
обучающие беседы, рассказ воспитателя;
сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта;
игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач;
арт-терапия – представляет собой методику воздействия при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец);
психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика);
психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.);
посещение комнаты психологической разгрузки;
ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями);
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.
Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям. Важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Литература:
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта.- СПб.: БХВ- Петербург, 2012.
2. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта.// Вестник бурятского государственного университета. 2013.
3.Вайнер М.Э. Игра и эмоциональное развитие. 2001.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2005.