Конспект НОД
«Ваши права, дети!»
Возраст: Средняя группа
Программное содержание.
Цели: 1. Продолжить знакомить детей с их гражданскими правами.
2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Задачи:
- уточнить знания детей о гражданских правах;
- учить полученные знания применять в повседневной жизни;
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес, словарный запас;
- способствовать росту самосознания, возможности и желанию использовать права;
- способствовать проявлению форм дружеского общения.
Оборудование. Лепестки с изображениями основных прав детей, семейное дерево группы, образец свидетельства о рождении, клубок ниток, шляпа, волшебный сундучок, призы.
Предварительная работа. Чтение художественных произведений, в которых явно или косвенно нарушаются права других, домашнее задание «Что в имени тебе моём» (беседа с родителями дома о своём имени, его значении), беседы по теме «Права ребёнка», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие, чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Сюрпризный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я нашла необычный цветок. Лепестков у него семь, все они разного цвета. Как называется этот цветок? (ответы детей) Да, это Цветик-семицветик.
(Звучит фонограмма «Ветер», воспитатель достаёт из-за спины стебель цветка без лепестков)
Вот какой ветер проказник! Все лепестки разлетелись! На серединке цветка что-то написано… «Права ребёнка». Это были не простые лепестки, а лепестки с правами детей.
- Слово воспитателя.
Воспитатель. Знаете, ребята, что люди появились на земле давным-давно, и у них появились вопросы, что могут люди делать, а что не могут? Что они обязаны делать, что не обязаны? На что они имеют права, и на что не имеют? Люди долго решали этот вопрос. В результате появилась книга "Всеобщая декларация прав человека". Там написано, что люди должны делать, чтобы жить дружно в согласии. Эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали другую книгу "Конвенцию о правах ребенка" (показывает). И сегодня мы поговорим о ваших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно ими пользоваться.
- Игровая мотивация.
Воспитатель. Ну а чтобы нам вспомнить наши основные права давайте отправимся на поиски разлетевшихся лепестков. А дорогу нам укажет волшебный клубочек.
1-ый ребёнок. Клубочек катится, как мячик,
И по дороге длинной скачет.
Спешит клубочек рассказать,
Где лепестки нам отыскать.
- Основная часть.
- Игровая мотивация.
Воспитатель. Вот и остановился наш клубочек. Ребята, слышите, плачет кто-то? (дети ищут, кто же это может плакать) Это жучок плачет, его первый лепесток придавил. Жучок – живое существо. Он хоть и маленький, но тоже хочет жить. Значит, у жучка, как и у нас, есть право на …(право на жизнь). Отпустим нашего жучка, и прикрепим лепесток с первым правом к серединке. А наш клубочек зовёт нас продолжить путь.
- Слово воспитателя.
Воспитатель. Наш клубочек подсказывает, что второй лепесток находится в уголке «Семья». Ребята, скажите, благодаря кому мы появились на свет? Да, благодаря родителям. Каждый имеетправо жить и воспитываться в семье. А если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать, ваша семья всегда будет крепкой и здоровой. Как пальчики на ладошках.
- Пальчиковая гимнастика «Мышиная семья».
Раз гостила у меня вся мышиная семья:
Папа-мышка, мама-мышка,
Мышь-дочурка, мышь-сынишка,
И ещё один мышонок – самый маленький ребёнок.
Вот какая у меня раз в гостях была семья.
Ребята, подскажите, а какие у нас есть обязанности в семье, как мы помогаем родителям? (ответы детей) А в детском саду у нас есть обязанности? Какие?
Давайте прикрепим лепесток со вторым правом к серединке.
- Наводящие вопросы.
Воспитатель. Клубочек остановился у волшебного сундучка. Давайте посмотрим, что же в нем находится. Свидетельство о рождении. Это первый документ каждого человека. Выдается после рождения, в нём отмечается имя, фамилия, отчество ребёнка и кто является его родителями. О каком праве он напоминает? (О праве на имя)
Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
2-ой ребёнок. Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Игра « Шляпа знакомств».
Воспитатель. Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться (рассказы детей).
Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. Давайте прикрепим лепесток третьим правом к серединке.
- Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята, смотрите, наш клубочек не катится, устал. И мы проделали долгий путь. Что нам нужно всем сделать? Конечно, отдохнуть.
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох),
И всем улыбнулось (опускают руки – выдох),
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох),
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
А вот и четвёртый лепесток с нашим правом на отдых. Ребята, а как ещё можно отдыхать? (играть в спокойные игры, слушать сказки, смотреть телевизор, гулять, спать)
Ну а мы с вами немного отдохнули, и теперь продолжаем путь.
- Загадывание загадок.
Воспитатель. Сколько лепестков мы уже собрали? Четыре. Ребята, а цветочек как называется? Значит, сколько у него лепестков? Сколько ещё нужно найти? Но чтобы отыскать лепестки нужно отгадать загадки.
В нём живёт моя родня,
Без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый…(дом)
О каком праве напоминает эта загадка? О праве на дом, жильё. А в какой сказке было нарушено право на дом? («Заюшкина избушка») Кого выгнали из домика, кто занял чужой домик? А кто защитил зайчика?
(Дети по наводящим вопросам дают ответы)
Да, ребята, все мы нуждаемся в защите и в помощи, пока не вырастим и не сможем позаботиться о себе самостоятельно. Поэтому право на защиту тоже является одним их самых главных прав.
Послушайте следующую загадку.
Кто в дни болезни всех полезней
И лечит нас от всех болезней. ( врач, доктор)
О каком праве эта загадка? О праве на лечение, на получение медицинской помощи.
Молодцы, все загадки отгадали, и лепесточки все собрали.
- Итог.
- Выводы, обобщение.
Воспитатель. Ребята, давайте теперь назовём названия всех лепестков: право на жизнь, право на семью, право на имя, право на жильё, на отдых, на защиту, на получение медицинской помощи. Возьмём лепесток с правом на защиту, и вспомним, название праздника, который будет отмечаться во всем мире? (Международный день защиты детей)
Давайте попросим волшебный лепесток исполнить наше единственное, но очень важное желание:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по-моему вели!
Вели, чтобы дети всего мира росли в семье, имели крышу над головой, всегда были под защитой и чаще улыбались! А мы, в свою очередь, тоже будем стараться помнить свои права и не нарушать права других.
- Поощрение работы каждого ребёнка.