Тема «Космическое путешествие».
Возраст: 4-7 лет.
Цель: Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и установлению ролевых взаимоотношений.
Задачи:
- Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры;
- Развивать умение самостоятельно распределять роли без конфликтных ситуаций;
- Развивать умение использовать полифункциональные предметы;
- Способствовать расширению спектра игровых действий, их логичности и динамичности;
- Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры.
- Развивать воображение, память и коммуникативные навыки.
Материал: Строительный материал, полифункциональная мебель, пульт управления, наушники, муляжи космических реквизитов, инструменты, костюмы космонавтов, атрибут «Космический корабль», конструктор, магнитофон.
Игровые роли: Командир отряда космонавтов, бортинженер, конструктор, диспетчер, космонавты.
Ход:
Дети сидят на стульчиках в кругу.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Мы снова сегодня встретились, чтобы играть. Давайте вспомним наше правило:
В игре нельзя кусаться, драться!
Надо слушать друг друга и улыбаться!
Нужно творить и играть
Всегда друг другу помогать!
Никого не обижать!
Это ж детская игра!
Приветствие. Упражнение «Я рад (а), что я сегодня с вами».
Психолог: А теперь поприветствуем друг друга. Я поглажу по голове своего соседа справа, называя его ласково по имени (Я рада видеть тебя, Димочка). Он передаст моё приветствие и улыбку своему соседу справа таким же образом. И так наше приветствие обойдёт всех ребят по кругу и вернётся снова ко мне.
Разминка. Игра «Ракета».
Дети стоят в кругу.
Психолог: «Давайте попробуем запустить в космос ракету. Мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки и начнем ракету запускать».
Дети сначала шепчут: «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть.
Основная часть.
Психолог: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад и нашла письмо на своем столе. Посмотрим от кого оно? А письмо нам пришло от нашего друга Лунтика. Вот что он пишет: «Здравствуйте мои друзья. Пишет Вам ваш друг Лунтик. На моей планете «Солнечная семейка» случилась беда. На мою планету напал Грозный робот со своим войском. Раньше на нашей планете было светло и весело, а сейчас темно и грустно. Мы бегали, шумели и играли, а сейчас мы сидим дома. На вашем пути Грозный робот расставил много различных препятствий. Но вы ничего не бойтесь. Вам я высылаю маршрут, как быстрее добраться до моей планеты. Лунтик.
Психолог: Как можно помочь Лунтику? Давайте придумаем план наших действий.
Ответы детей.
Психолог оказывает минимальную помощь в развертывании сюжета.
Психолог: Давайте сегодня отправимся в космическое путешествие и полетим с вами на «Солнечную семейку» и поможем Лунтику. Что нам для этого нужно? Как мы это сделаем?
Ответы детей.
Психолог: Хорошо, только помните , ребята, что на чужой планете надо действовать всем вместе, помогать друг другу, иначе можно попасть в беду.
Психолог: А без кого не полетит ракета?
Ответы детей.
Психолог: Как вы думаете, кого мы можем выбрать командиром? Почему? Что он делает на ракете? (командир корабля спокойный и уверенный)
Ответы детей.
Психолог: А кто еще находится на борту корабля?
Ответы детей.
Психолог с детьми обсуждают о космонавтах и их функциях (бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль; конструктор следит за состоянием корабля, делает ремонт; космонавты – сильные, смелые, умные и трудолюбивые). Далее предлагает распределить роли. Если возникают трудности, психолог предлагает выбрать роли с помощью считалки или по договоренности (сегодня –я, завтра – ты). Психолог может взять на себя роль диспетчера.
Психолог:
А давайте-ка ребята,
Поиграем в космонавтов.
Собираемся в полёт
Строим новый звездолёт.
Ребенок - конструктор и остальные ребята строят корабль из строительного материала или из полифункциональной мебели.
Психолог: К полету все готово! Ну, командир, командуй.
Звучит песня "Трава у дома" Слова: А.Поперечный, музыка: В.Мигуля.
Чтобы помочь детям погрузиться в игровую ситуацию психолог может сопровождать полет следующими словами: Посмотрите, сколько много звёзд на небе. Нам кажется, что они крохотные, а на самом деле - это огромные раскалённые шары, состоящие из газа. Солнце - это тоже звезда, самая близкая к нам. Учёные пытались сосчитать их и им на помощь пришёл телескоп. Они насчитали 200 миллионов звёзд. И цвет у них разный, зависит он температуры звезды.
Психолог дает детям самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход, но он должен напомнить о том, что им нужно достичь поставленной цели - помочь Лунтику спасти планету.Психолог также вносит новое содержание в игру, например, полет нескольких экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводится выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей и т.д.
Психолог (в роли диспетчера): Жители планеты увидели, что вы хорошие космонавты. И вы готовы, чтобы помочь Лунтику. (Отметить, что были на этой планете).
Психолог: Мы с вами помогли Лунтику. Но нас ждут на Земле наши друзья. (Отметить, что были на этой планете).
Ребенок - командир: Занять свои места. Пристегнуться. Возвращаемся на Землю.
Рефлексия.
Психолог: Что мы сегодня с вами делали? Во что мы играли? Какие роли вам больше всего понравились? Что больше всего понравилось в игре? (Дети вспоминают ход занятия, рассказывают, делятся впечатлениями).
Релаксация. Игра «Пылесос и пылинки».
Психолог: Представьте, что вы пылинки, а я пылесос. Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась, все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, то встает и садится на свой стульчик.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед вниз, руки опускаются, голова наклоняются, он как бы обмякает.
Прощание. Упражнение «Всем-всем до свидания».
Психолог: Вот и пришла пора прощаться. Поставьте свои кулачки в единый «столбик», затем громко прокричите: «Всем – всем до свидания!», а потом кулачки убираем.
Список литературы:
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие. - 3-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 251 с.
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Которткова. –М: Гном и Д, 2000.
- Михайленко Н.Я. Игра с правилами[Текст]/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Которткова. – М.: Онега, 1994.