Автор: Егорова Вера Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.
Тема: Чтение коми сказки И.Коданёва «Тшакъяслöн зык».
Возраст: дети 5-6 лет
Цель: поддерживать интерес детей к сказкам на коми языке; познакомить со сказкой И.Коданёва «Тшакъяслöн зык».
Образовательные:
- уточнить и закрепить знания детей о названиях грибов и об их характерных особенностях;
- учить устанавливать причинно- следственные связи;
- побуждать детей к высказыванию, к решению проблемной ситуации;
Развивающие:
Развивать:
- внимание, память, мышление, восприятие;
- умение подбирать признаки предметов;
- умение слушать, беседовать по содержанию произведения;
- активность в устойчивой эмоциональной сфере;
- творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Воспитательные:
Воспитывать у детей умение общаться и взаимодействовать в парах;
Словарная работа:
Гöрд гоб – подосиновик, виж гоб – моховик; рыжикъяс- рыжики, еджыд гоб – белый гриб, уртшак – сыроежка, ягса путник – путники, серушки; масленикъяс – маслята.
Ход занятия:
Кагульнича: Челядь кутшöм öнi кад?
Челядь: ар.
Кагульнича: вот тай шулöны йöзыс «Арся козинъяс», кыдзи тi гöгöрвоанныд тайö кывъяссö?
Челядь:……
Кагульнича: ктшöм козинъяс вöрыс миянлы сетö ар?
Челядь: тусь, тшак, мича коръяс и. с.в.
Кагульнича: кутшöм вотöсъяс да тшакъяс тi тöданныд?
Челядь вочавидзöны.
Кагульнича: а вот ми тiянкöд талун тöдмалам мукöд тшакъяс. Медводз тi юксянныд кыкаöн, и бöръянныд аслыныд конверт. Тiянлы колö чукöртны пазлы и артмас тшак, тöдмаланныд кö, кыдзи шусьö тшакыс, лоö зэв бур.
Дети выполняют задание.
Воспитатель с детьми рассматривают получившиеся картинки. Если дети не знают, то воспитатель называет грибы и кратко рассказывает об особенностях каждого гриба.
Кагульнича: Челядь ме тiянöс кöсъя тöдмöдны öти мойдöн, кодöс гижис Иван Коданёв и шусьö сiйö «Тшакъяслöн зык».
Воспитатель знакомит с произведением. После прочтения воспитатель проводит беседу о прочитанной сказке.
Примерные воспросы:
Кагульнича: кутшöм кадö лоис тайö историяыс?
Кутшöм вöлi поводдяыс?
Кутшöм тшакъяс тыдовтчисны му пытшкысь медводдзаöн?
Мый шуисны гобъяс асланыс вокъяслы?
Мый вылö шензисны мöд луна скор садьмисны?
Кутшöм тшакъяс быдмисны ешö сiйö войнас?
Мыйла лоис зык тшакъяс костын?
Мыйöн кажитчис тiянлы тайö мойдыс?
В конце занятия воспитатель предлагает инсценировать сказку.