«Как на самом деле любить детей»
Цель:
- формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;
- расширение информационного поля родителей в области психологопедагогических знаний.
Задачи:
- Создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.
- Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.
- Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.
- Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.
- Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.
Рекомендуемая литература по самосовершенствованию:
"Безусловные родители", Элфи Коэн, 2006
Р. Кэмпбелл . Как на самом деле любить детей
Ход.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Видеоролик «Права детей». В начале я бы хотела вам напомнить, что ежегодно 20 ноября отмечается, как Всероссийский день правовой помощи детям.
По этому случаю мы провели с детьми интервью, в котором дети объясняли то или иное право. Ваша задача сейчас угадать о каком праве говорят дети.
Вывод: Как видите у детей свой особенный взгляд на эти понятия.
А теперь мы поговорим о детско-родительских отношениях. Прошу внимание на экран.
- Видеоролик «Родительское программирование» https://www.youtube.com/watch?v=77OE-4H5qMc
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
- Упражнение «Щепки плывут по реке»
Жизнь и развитие ребенка можно сравнить с течением реки. Ребенок –вода, а родители, взрослые – берега; какие будут берега, так и поплывет вода. Предлагаю изобразить это в реальности.
Прошу кого-то встать в 2 шеренги на небольшом расстоянии, лицом к друг другу – вы берега; а кто-то, трое желающих, будут водой. Воде необходимо проплыть между этими берегами. При разных условиях.
1 условие – берега просто стоят, ничего не делают; воде нужно прикасаться к берегам.
2 условие – берега ласково прикасаются к воде;
3 условие – берега шевелятся резко, меняют русло, могут грубо прикасаться к воде (Но в меру!!!).
Что чувствовал 1 участник? Что чувствовал 2 участник? Что чувствовал 3 участник?
Как вы думаете в каких берегах воде-ребенку было комфортнее?
А теперь попрошу взять листы бумаги и написать ответ на вопрос «Как на самом деле любить детей?»
Обсуждение о написанном.
Вывод: Как мы видим, что не всегда у нас получается так делать: проблемы на работе, плохое настроение, плохое самочувствие – иногда выводят нас из состояния равновесия, мы говорим не те слова, делаем какие-то не те поступки и т.д.
- Упражнение «Разбери карточки» Теперь предлагаю разобрать карточки проверить вашу интуицию и опыт в знании о безусловной и условной любви.
(на карточках выражения, характеризующие условную и безусловную любовь).
Условная любовь |
Безусловная любовь |
- у меня сегодня нет времени! - ты не заслуживаешь, чтоб я тебя обняла! - дома ты ещё получишь! - ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил - видеть тебя не хочу - в детский дом тебя сдам - глаза бы тебя не видели - ах, ты ещё перечишь! -как я теперь из-за тебя людям на глаза покажусь? - ну ты и наглец! - ты меня разочаровал - у тебя ничего не получится - делай что хочешь, мне все равно - ты должен делать то, что тебе сказали, потому что я в доме главная - ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы все обсудим – почему и зачем 15 |
- чем я могу тебе помочь? - Как хорошо, что ты у нас родился - Я рада тебя видеть - Ты мне нравишься - Я люблю, когда ты дома - Мне хорошо, когда мы вместе -умница моя - без твоей помощи нам пришлось бы туго - я очень хочу, чтоб тебе было хорошо - я тобой горжусь - хочешь, мы можем сделать уборку вместе - знай, что мы всегда рядом - попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу - мы в тебя верим - давай, я помогу тебе в этом разобраться. 15 |
Вы все правильно сделали, давайте выкинем все фразы, которые не достойны наших детей в урну и забудем про них.
- Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»
Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Что же такое условная и безусловная любовь?(высказывания участников)
Безусловная любовь — это когда мы любим и полностью принимаем себя, это когда мы любим и принимаем близких и окружающих нас людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть. Не навязывайте им свои понятия о том, что надо говорить, как себя вести, как и что делать. В конечном итоге, все это показывает вам, каким бы вы хотели быть сами.
Условная любовь — это когда мы любим условно: «Если ты хорошо себя ведёшь, ты мне нравишься, я тебя люблю», «Если приносишь из школы пятёрки, я тебя люблю», «Если не обманываешь меня, я тебя люблю», «Если приносишь домой много денег, я тебя люблю», «Если не изменяешь мне, я тебя люблю» и т. д. То есть условная любовь — это когда мы ставим условия, когда мы любим за ч т о-т о.
- Теперь предлагаю разобрать ситуации
Упражнение «Ситуации»
|
Ситуация и слова ребенка |
Чувства ребенка |
Выражение условной любви |
Выражение безусловной любви |
1. |
Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось. |
Огорчение, обида.
|
Догнала бы его и дала сдачи! Так и будут тебя лупить всю жизнь |
Я понимаю…Ты очень расстроилась и было очень обидно.
|
2. |
(Старший сын – маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». |
Обида, ощущение ненужности, борьба за самоутверждение |
Если я буду тебя жалеть, вырастешь мягкотелым хлюпиком. |
Я тебя люблю, |
3. |
Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись. |
Обида, унижение |
Сама виновата, потому что ты отвлекаешься |
Ты наверно очень расстроилась… давай, я помогу тебе в этом разобраться |
4. |
(Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!.» |
Гордость за свой успех. |
Всегда так надо делать, а не только сегодня |
Я горжусь тобой мой мальчик! Я всегда верил(а), что у тебя все получится. |
5. |
Пап, ну ты же сам куришь! Почему же ты запрещаешь это мне? |
|
Не задавай глупых вопросов!!! Давай, давай, начни еще курить, пить, наркотики принимать, а потом когда-нибудь в тюрьму сядешь. |
|
6. |
Я познакомилась с самым красивым парнем в нашей школе, и он пригласил меня на свидание! |
Волнение, радость |
Вот еще чего, никуда не пойдешь! Ты еще маленькая ходить по свиданиям. |
Это же здорово! Я очень рада за тебя! |
Вывод: В последней колонке вы пытались сформулировать мудрые фразы, которые в принципе должны быть при общении с ребёнком, а в этой колонке в вас говорил свинский родитель.
- Упражнение «Рисуем Свинского родителя».
Микрогруппы получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг с другом.
Какой цвет вы использовали?
Поза?
Эмоции?
После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.
Наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям с ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности, отсутствии четких границ дозволенного поведения.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
Ответы родителей (Памятка для родителей «Как выражать ребенку безусловное принятие?»
Приветливыми взглядами, ласковыми прикосновениями.
Прямыми словами: Я рада тебя видеть, Ты мне нравишься, Я люблю, когда мы вместе, Мне хорошо, когда мы вместе, Как хорошо, что ты у меня есть.
Обнимать ребенка несколько раз в день (4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо не менее 8 объятий и это не только ребенку, но и взрослому)
Вывод. Эти знаки безусловного принятия питают ребенка эмоционально, помогая психологически развиваться.
Если ваш ребенок плохо себя ведет, скажите ему без криков и возмущения: «Я все равно люблю тебя, но твое поведение я не одобряю». И затем поступайте так, как подскажет вам сердце.
Рефлексия.
Теперь прошу дать мне обратную связь – прошу прохлопать тем, кому информация была интересной и полезной.
Прошу протопать тем, кому эта информация ничего не дала.
А теперь поаплодируйте себе, что вы сегодня пришли на эту встречу и достойно её выдержали))))))))
Завершение занятия.
Завершить нашу встречу хочу словами Роберта Мака, которые звучат, как молитва:
«Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте».