МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Конспект родительского собрания с элементами тренинга"Как на самом деле любить детей"

3 декабря 2018 г.

 «Как на самом деле любить детей»

                                                                                       

 

Цель:

  • формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;
  • расширение информационного поля родителей в области психологопедагогических знаний.

 

Задачи:

  • Создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.
  • Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.
  • Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.
  • Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.
  • Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.

 

Рекомендуемая литература по самосовершенствованию:

"Безусловные родители", Элфи Коэн, 2006

Р. Кэмпбелл . Как на самом деле любить детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Видеоролик «Права детей». В начале я бы хотела вам  напомнить, что  ежегодно 20 ноября отмечается, как Всероссийский день правовой помощи детям.

По этому случаю мы провели с детьми интервью, в котором дети объясняли то или иное право. Ваша задача сейчас угадать о каком праве говорят дети.

Вывод: Как видите у детей свой особенный взгляд на эти понятия.

А теперь мы поговорим о детско-родительских отношениях. Прошу внимание на экран.

 

  1. Видеоролик «Родительское программирование» https://www.youtube.com/watch?v=77OE-4H5qMc

           Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

  1. Упражнение «Щепки плывут по реке»

Жизнь и развитие ребенка можно сравнить с течением реки. Ребенок –вода, а родители, взрослые – берега; какие будут берега, так и поплывет вода. Предлагаю изобразить это в реальности.

Прошу кого-то встать в 2 шеренги на небольшом расстоянии, лицом к друг другу – вы берега; а кто-то, трое желающих, будут водой. Воде необходимо проплыть между этими берегами. При разных условиях.

1 условие – берега просто стоят, ничего не делают; воде нужно прикасаться к берегам.

2 условие – берега ласково прикасаются к воде;

3 условие – берега шевелятся резко, меняют русло, могут грубо прикасаться к воде (Но в меру!!!).

Что чувствовал 1 участник? Что чувствовал 2 участник? Что чувствовал 3 участник?

Как вы думаете в каких берегах воде-ребенку было комфортнее?

А теперь попрошу взять листы бумаги и написать ответ на вопрос «Как на самом деле любить детей?»

Обсуждение о написанном.

Вывод: Как мы видим, что не всегда у нас получается так делать: проблемы на работе, плохое настроение, плохое самочувствие – иногда выводят нас из состояния равновесия, мы говорим не те слова, делаем какие-то не те поступки и т.д.

  1. Упражнение  «Разбери карточки» Теперь предлагаю разобрать  карточки проверить вашу интуицию и опыт в знании о безусловной и условной любви.  

 (на карточках выражения, характеризующие условную и безусловную любовь).

Условная любовь

Безусловная любовь

- у меня сегодня нет времени!

- ты не заслуживаешь, чтоб я тебя обняла!

- дома ты ещё получишь!

- ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил

- видеть тебя не хочу

- в детский дом тебя сдам

- глаза бы тебя не видели

- ах, ты ещё перечишь!

-как я теперь из-за тебя людям на глаза покажусь?

- ну ты и наглец!

- ты меня разочаровал

- у тебя ничего не получится

- делай что хочешь, мне все равно

- ты должен делать то, что тебе сказали, потому что я в доме главная

- ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы все обсудим – почему и зачем

15

- чем я могу тебе помочь?

- Как хорошо, что ты у нас родился

- Я рада тебя видеть

- Ты мне нравишься

- Я люблю, когда ты дома

- Мне хорошо, когда мы вместе

-умница моя

- без твоей помощи нам пришлось бы туго

- я очень хочу, чтоб тебе было хорошо

- я тобой горжусь

- хочешь, мы можем сделать уборку вместе

- знай, что мы всегда рядом

- попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу

- мы в тебя верим

- давай, я помогу тебе в этом разобраться.

15

 

Вы все правильно сделали, давайте выкинем все фразы, которые не достойны наших детей в урну и забудем про них.

  1. Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»

         Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

         Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают  условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

          Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

        Что же такое  условная и безусловная любовь?(высказывания участников)

Безусловная любовь — это когда мы любим и полностью принимаем себя, это когда мы любим и принимаем близких и окружающих нас людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть. Не навязывайте им свои понятия о том, что надо говорить, как себя вести, как и что делать. В конечном итоге, все это показывает вам, каким бы вы хотели быть сами.

Условная любовь — это когда мы любим условно: «Если ты хорошо себя ведёшь, ты мне нравишься, я тебя люблю», «Если приносишь из школы пятёрки, я тебя люблю», «Если не обманываешь меня, я тебя люблю», «Если приносишь домой много денег, я тебя люблю», «Если не изменяешь мне, я тебя люблю» и т. д. То есть условная любовь — это когда мы ставим условия, когда мы любим за  ч т о-т о.

  1. Теперь предлагаю разобрать ситуации

Упражнение «Ситуации»

 

 

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Выражение условной любви

Выражение безусловной любви

1.      

Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось.         

Огорчение, обида.

 

Догнала бы его и дала сдачи! Так и будут тебя лупить всю жизнь

Я понимаю…Ты очень расстроилась и было очень обидно.

 

2.      

(Старший сын – маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».         

Обида, ощущение ненужности, борьба за самоутверждение

Если я буду тебя жалеть, вырастешь мягкотелым хлюпиком.

Я тебя люблю,

3.

Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись.               

Обида, унижение

Сама виновата, потому что ты отвлекаешься

Ты наверно очень расстроилась… давай, я помогу тебе в этом разобраться

4.      

(Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!.»   

Гордость за свой успех.

Всегда так надо делать, а не только сегодня

Я горжусь тобой мой мальчик! Я всегда верил(а), что у тебя все получится.

5.

Пап, ну ты же сам куришь! Почему же ты запрещаешь это мне?

 

Не задавай глупых вопросов!!! Давай, давай, начни еще курить, пить, наркотики принимать, а потом когда-нибудь в  тюрьму сядешь.

 

6.

Я познакомилась с самым красивым парнем в нашей школе, и он пригласил меня на свидание!

Волнение, радость

Вот еще чего, никуда не пойдешь! Ты еще маленькая ходить по свиданиям.

Это же здорово! Я очень рада за тебя!

Вывод: В последней колонке вы пытались сформулировать мудрые фразы, которые в принципе должны быть при общении с ребёнком, а в этой колонке в вас говорил свинский родитель.

 

  1. Упражнение «Рисуем Свинского родителя».

         Микрогруппы получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Свина», не переговариваясь друг с другом.

Какой цвет вы использовали?

Поза?

Эмоции?

После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Свин» утратил свою силу и власть.

 

        Наш внутренний «Свин» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям с ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности, отсутствии четких границ дозволенного поведения.

       Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

      Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

Ответы родителей (Памятка для родителей «Как выражать ребенку безусловное принятие?»

 Приветливыми взглядами, ласковыми прикосновениями.

Прямыми словами: Я рада тебя видеть, Ты мне нравишься, Я люблю, когда мы вместе, Мне хорошо, когда мы вместе, Как хорошо, что ты у меня есть.

Обнимать ребенка несколько раз в день (4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо не менее 8 объятий и это не только ребенку, но и взрослому)

 

Вывод. Эти знаки безусловного принятия питают ребенка эмоционально, помогая психологически развиваться.

Если ваш ребенок плохо себя ведет, скажите ему без криков и возмущения: «Я все равно люблю тебя, но твое поведение я не одобряю». И затем поступайте так, как подскажет вам сердце.

Рефлексия.

Теперь прошу дать мне обратную связь – прошу прохлопать тем, кому информация была интересной и полезной.

Прошу протопать тем, кому эта информация ничего не дала.

А теперь поаплодируйте себе, что вы сегодня пришли на эту встречу и достойно её выдержали))))))))

Завершение занятия.

Завершить нашу встречу хочу словами Роберта Мака, которые звучат, как молитва:

«Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте».