Тема: «Кöвдум туйöд»
Возраст: 4-6 лет
Цель: создание условий для социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- создать условия для ознакомления детей со свойствами муки: мягкая, легкая, сыпется (познавательное);
- обеспечить условия для развитие познавательной активности (познавательное);
- обеспечить условие для взаимодействия со взрослым и сверстниками (социально-коммуникативное);
- обеспечить условие для обогащение словарного запаса, развития речевой активности, (речевое);
- создать условие для поддержки детской инициативности (социально-коммуникативное);
- создать условие для мотивации детей к оказанию помощи, сочувствию, сопереживанию, сказочному персонажу, (социально-коммуникативное);
Материал: сказочные персонажи дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса, колобок, банка с мукой, (продукты для теста и посуда), фартучки, косынки, домик, емкость с водой.
Ход.
Воспитатель: «Кöвдум тэ кöвдум, дум вылысь он вун. Тэ и пöль дорысь мунiн, тэ и пöч дорысь мунiн...» - Челядь, кутшöм мойдысь тайö кывъясыс?
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: А тöданныд мыйла ме тiянöс талун коры? Ме тöрыт ветлi гöсьтитны и меным козьналiсны ыджыд кöвдум, сiйöн ми талун чай юам. Тшай-стöкан эм, сакар эм, колö шöравны кöвдум мед ставныслы тырмас.
Дети обнаруживают, что колобка нет.
Воспитатель: Аттö –дивö ! Кöнi нö кöвдумыс? Кыдзи мойдын кöнкö пышйис.
Ответы детей. Воспитатель обращает внимание детей на следы на полу.
Воспитатель:Челядь, со видзöдлöй джодж вылас. Тайö буракö кöвдумыд татi пышйöма.
На столе стоит банка с мукой.
Воспитатель: Мыйнö тайö татшöмыс?
Предлагаю по желанию ребенка потрогать содержимое в банке.
Исследуют объект. Выставляют предложения.
Воспитатель: Колöкö тайö лым?
Ответы детей.
Воспитатель: Мыйла абу лым? (абу кöдзыд, оз сыв и с.в.).
Кыдз тi мöвпаланныд, лöсьыд банкасьыс корсьны кöвдумсö? Кисьтам пызьсö тасьтiö да видзöдлам?
Дети помогают пересыпать муку. Предлагает потрогать муку руками. Какая она? Мягкая или твердая? Легкая или тяжелая? Спрашивает у детей, кто хочет понюхать муку, чтобы узнать есть ли у нее запах. Дети по желанию трогают муку ладошками, нюхают. Высказывают предположения.
Воспитатель: Танi кöвдумыд абу, мый нö эськö сэсся вöчны? а ме вот со мый думыштi. Колöкö ми асьным пöжалам кöвдумсö, а сэсся сiйöн тшайтö и юам.
Ответы детей.
Воспитатель: ме вöд ог тöд кыдзи нянь шомсö вöчны. Öнi ме звöнитла Тима Анналы да юала.
Воспитатель делает вид, что звонит и записывает на бумагу рецепт.
Воспитатель: Миянлы колö пож, пызь, тасьтi, дрöжжи, йöв, сов, сакар, вый. Кысь нö эськö ми босьтам тайö ставсö?
Ответы детей.
Воспитатель: тайö ставыс кухня вылын, ме öнi вая.
Воспитатель приносит, все что нужно для замешивания теста, а потом показывает, как поэтапно замешивать, можно дать детям поучаствовать в этом процессе.
Воспитатель: Пожналам пызь мед кöвдум артмас кыпыд.
Дети слушают наблюдают, экспериментируют.
Воспитатель: а öнi пуктам нянь шом медся шоныд местаас мед лöсьыда кыптас. А сэк костi ми ворсыштам чуньясöн.
Пальчиковая гимнастика «Ок и чöскыд кöвдум дукыс»
Ок и чöскыд кöвдум дукыс ( кончик носа подергивают пальцами)
Мича банйöма дзик здукöн. (гладят щеки)
Лок, вай öдйöджык пуксям, (имитируют движения, как будто кого-то зовут)
Чöскыд кöвдумсö видлам. (раскрывают ладошки)
Колö кöвдум кöдзöдны, (дуют на ладошки)
Öшинь вылö пуктыны. (одной ладошкой закрывают другую ладошку)
Мед куйлыштас, кöдзыштас…(одной ладошкой похлопывают по другой)
Сэсся сьöлöм майыштас…(гладят грудь руками).
Воспитатель: Вайö видзöдлам, мый нин миян нянь шомкöд.
Воспитатель приносит уже поднявшееся тесто (его необходимо замесить заранее, чтобы оно успело подняться).
Воспитатель: Вот и кыптiс миян нянь, кодi суктic ciйö шань! Выйöн мавтыштам, нянь шомсö тэчам рачъясö, сэсся сюям пачö.
Заходит бур олыся. Родители показывают сказку «Кöвдум». В конце сказки все вместе пьют чай с колобками.