Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» с.Помоздино
Развитие кисти руки в дошкольном возрасте.
0-1 месяц: Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.
3 - 4 месяца: Хватательный рефлекс начинает угасать, так что ребенок может выпустить предмет, если взрослый забирает его. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, но не делает этого большим и указательным пальцами.
Вытягивает кисть руки, чтобы взятьпредмет. Иногда, когда ребенок хватает что-нибудь, он держит этот предмет боком (вкось).
5-6 месяцев: Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предметы всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может переложить игрушку из одной руки в другую. Бьет ложками и т.п. по столу - вверх и вниз.
8-9 месяцев: Играет в игры типа "дай-возьми". Может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о друга. Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы (например, кубик) пальцами. Крутит и поворачивает предметы, которые он рассматривает.
1 год: Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами (хватка "щипцами").
Получает удовольствие от игры с различными окружающими его предметами. Хватает сверху, тыльной стороной ладони наружу (хватка сверху). Двигает руками, поворачивая их внутрь.
1 год и 6 месяцев: Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит "башню" из трех кубиков.
Держит ложку, ухватив ее поперек ручки. Двигает руками, поворачивая их внутрь. В состоянии самостоятельно есть, но много проливает. Держит мел и ложку поперек. Строит "башню" из шести кубиков. Бросает мяч в определенном направлении.
2 года и 6 месяцев: При рисовании держит карандаш правой рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем. Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет. Удерживает большой мяч обеими руками, прижимая его к груди.
3 года: Наливает воду в кружку.
Строит "башню" из восьми кубиков.
Держит карандаш высоко "перекрестной" хваткой.
3 года и 6 месяцев: Рисует всей рукой и крепко удерживает мелок. Ловит мяч обеими руками.
4 года: Начинает совершать движения кистью и пальцами. Держит карандаш или ловит пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует. Ловит большой мяч. Ловит маленький мяч, делая руками "чашку". Часто знает, какая рука доминирует. Способен резать по линии. Наливает воду в кружку одной рукой.
5 лет: Держит карандаш у самого основания с помощью хвата большим пальцем. Ударяет мячом о пол и ловит его обеими руками.
Рисует кистью, не нажимая сильно на бумагу. Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч. Вырезает зигзаги, окружности и волны. Бросает большой мяч и ловит его.
Режет хлеб и намазывает масло.
Касается большим пальцем кончиков остальных пальцев. Скрещивает большой палец поперек ладони.
Бьет большим мячом в стенку и ловит его. Вырезает фигуры.
Подбрасывает большой мяч в воздух и ловит его. Обладает развитой хваткой пальцами (большим и указательным). Есть доминирующая рука.
7 лет: Обладает взрослой внешней хваткой, когда держит ложку, пишет и рисует. Самостоятельно нарезает продукты. ножом и вилкой (руки помогают друг другу). Ловит маленький мяч. Может при письме свободно удерживать ручку. Вырезает фигуры в виде букв S, Z и спиралей. Развитие кисти руки.
Источник: И. Эллнеби «Право детей на развитие».
Составитель: Егорова В.В., воспитатель.