Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» с. Помоздино.
Подготовительная группа.
Родительское собрание –
«Ребенок на пороге школы».
Составители:
Селиванова Е. И. воспитатель 1 категории,
Чисталева В. М. воспитатель без категории.
Октябрь 2020 год.
Цель:
- Повышение компетентности родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
- Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
Задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
3. Оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.
Предварительная работа:
1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
5. Опрос родителей, какие вопросы вы хотели бы задать на родительском собрании.
6. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.
Повестка родительского собрания.
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Определение степени беспокойства родителей по поводу предстоящего школьного обучения.
3. Просмотр видеозаписи о проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
5. Программа подготовки детей к школе в ДОУ – выступление воспитателя группы.
6. Ответы на вопросы родителей.
7. Приём «Полезный совет».
8. Подведение итогов собрания.
Ход родительского собрания.
Воспитатель:
- Здравствуйте, уважаемые родители. Мы сейчас по - новому проведем родительское собрание. Вы должны внимательно прочитать и проголосовать по вопросам или написать свое мнение в комментариях.
Мы приглашаем вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Вашим детям скоро исполнится семь лет, окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов.
- Каждый из вас переживает и сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.
Вы должны написать цвет карточки, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка и ответить на вопрос по карточке:
- черная - сильное,
- синяя – умеренное,
- зеленая – отсутствует.
- Вопрос, выбравшим черную карточку:
-От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?
- Вопрос, выбравшим синюю карточку:
- Почему вы так считаете?
- Вопрос, выбравшим зеленую карточку:
- Почему вы уверены и спокойны?
Мотивационная.
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: выполнять мою инструкцию и делать все по инструкции. Возьмите 2 одинаковых квадратных листа бумаги. Отложите одну в сторону, а со второй читайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
По окончанию то же самое сделайте с первым листом.
Оба листа были одинаковой формы, размера, качества, цвета.
- Теперь раскройте свои красивые снежинки. Сейчас я прошу ваш внимательно рассмотреть обе снежинки. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
- Они одинаковые? А почему они разные? Как вы думаете?
- Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для выполнения была совершенно одинаковая. Вот и дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
- Поговорим о готовности ребенка к школе.
- Первая из них – личностная. Другими словами это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. В психологии существует такое понятие – мотивация - побуждение к действию, причина, по которой человек поступает так, а не иначе.
- Ваши дети отвечали на вопрос «Хочу ли я идти в школу» (видеозапись).
Рассматриваются ответы детей.
- Правильный ответ: готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания.
- Переходим к следующему аспекту – эмоционально - волевая готовность.
- Очень важно в детях развивать эмоциональную устойчивость, не менее важным, является и сила воли. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.
- Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Антон подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие внимательности, усидчивости. Вот и сейчас нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев рисунок, говорит: «Молодец». А Антон, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про его недочеты «Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был, чем ни будь».
Рассуждения родителей.
- Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять.
- Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная.
- Предлагаю вам рассмотреть и расположить в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику:
1-умение анализировать;
2- умение составлять рассказ по картинке;
3- широкий кругозор;
4- умение читать;
5- умение устанавливать причинно-следственные связи;
6- умение делать выводы;
7- большой словарный запас;
8- умение читать;
9- умение обобщать;
10- умение решать арифметические задачи.
Каждый родитель выставляет цифры, а затем отмечаются на общей доске результаты.
- До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют. Сейчас мы попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.
Воспитатели отвечают на вопросы родителей.
Приём «Полезный совет».
Пожелания родителей воспитателям в процессе подготовки ребенка к школе:
• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
• Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
- Как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я. Маршак писал:
Он взрослых изводил вопросом “почему?”
Его прозвали “маленький философ”,
Но только он подрос, как начали ему,
Преподносить ответы без вопросов.
И с тех пор он больше никому,
Не досаждал вопросом “почему?”.
- Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.
- Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но, не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.
Подведение итогов собрания.
Литература:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-podgotovka-detei-k-schkole.html
2. http://festival.1september.ru/articles/612822/
3. http://www.snaumova.ru/roditelskoe-sobranie-podgotovka-rebenka-k-shkole/
4. Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.
5. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. "Приключения будущих первоклассников" - Санкт-Петербург, 2007г.