НОД по речевому развитию.
Тема: "Зимушка-зима"
Возрастная группа: средняя
Цель: сформировать у детей представление о зиме как о времени года.
Задачи:
формировать представление о зиме как о времени года.
развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы; уточнить знания детей о жизни животных в зимнее время и о непростой жизни зимующих птиц;
развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;
приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к зимней природе.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, дидактические игры и подвижные игры.
Оборудование: музыкальные записи, доска, письмо от Зимы; карточки с одеждой и обувью; картинки животных и их следы; «уголок леса» - снег, ёлочка; изображения зимующих и перелетных птиц, разрезные картинки с изображением птиц, картинка Зимы.
Ход НОД
1.Вводная часть.
(звучит негромкая музыка)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
-Ребята когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро?
А какой воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное.
-Посмотрите, какой волшебный сундучок! Хотите узнать что там? (да)
Посмотрите что это? (снежинки)
А снежинки непростые, на них загадки:
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает?
Когда это бывает? (Зимой)
Что за звездочка такая,
На пальто и на платке-
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)
Шляпа старая на нем,
Нос приделали и вмиг.
Получился? (Снеговик)
-Все загадки отгадали. Молодцы!
-Как Вы думаете, какое сейчас время года? (зима)
-Как вы догадались?(снег идет, деревья голые, солнышко не греет.)
Что можно сказать о снеге? (белый, легкий, пушистый, воздушный.)
Какой бывает лед? (скользкий, холодный, твердый.)
- Ребята, сегодня почтальон к нам заходил, давайте проверим нашу почту. (подходят к почтовому ящику, достают письмо).
-Посмотрите письмо пришло! (читает письмо)
«Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в гости. Если вы весёлые, смелые, находчивые – отправляйтесь в путешествие. Но на пути вас ждут преграды, нелегкие испытания. До встречи! Зимушка-Зима»
- Ну что, ребята, хотите, отправится в гости к Зимушке-зиме?
- Как вы думаете где она живет?
- Прежде чем отправится в путь надо одеться потеплее, в лесу холодно и морозно.
Дидактическая игра «Что надеть?»
Картинки с изображением различной одежды, среди которых нужно выбрать зимнюю одежду и обувь.
- Как назвать, одним словом все, что мы выбрали для прогулки? (одежда).
- Одежду мы подобрали, но нас ждут приключения! Готовы? Тогда садимся в наш поезд и едем в зимний лес! (цепляются друг за друга).
Физкультминутка «Поезд»
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
- Вот мы и очутились в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво, тихо и дышится легко. Воздух свежий, морозный. Давайте вдохнем немного лесного воздуха.
Дыхательная гимнастика
Выполнение дыхательного упражнения.
- Вдыхаем носом, а на выдохе произносим: «Ух свежо!» (3 раза)
- Ребята, а вы могли бы рассказать, чем зимний лес отличается от летнего? Предлагаю вам сыграть в игру «Продолжи предложение»
«В зимнем лесу стало холодно, деревья покрылись (снегом), исчезли насекомые – в теплые края некоторые птицы …(улетели), ударил мороз – река покрылась …(льдом), некоторые лесные жители легли…( спать), а некоторые сменили свои .. («шубки»)».
- Это чьи следы в лесу, я никак не разберу? (Животных леса)
Дидактическая игра «Чей след?».
На столе лежат карточки с изображением животных: лисы, волка, белки, зайца и карточки со следами. Нужно соединить животное и след.
- Молодцы ребята, а следы, каких животных мы не сможем встретить в зимнем лесу? (ежика, медведя) Почему? (потому что они зимой спят)
- У всех зверей в лесу есть свой дом. Давайте расскажем, где живут животные леса.
Игра «Чей дом?»
Я начну предложение, а вы должны закончить, повторив его полностью.
«К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает... (берлогу).
Белка ищет... (дупло). Лиса роет... (нору). Волк устраивает... (логово). Берлога — дом... (медведя). Дупло — дом... (белки). Нора
—дом... (лисы). Логово— дом... (волка)».
-Молодцы! - Скажите, пожалуйста, где живет заяц? (В ямке, в ложбинке под кустом).
Физкультминутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг - скок, прыг – скок (прыжки вперед-назад, вперед-назад)
Встал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, движение «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)
Все за ушком почесали. (почесать за ухом)
На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)
Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)
Зашагали как отряд. (шаги на месте)
-Молодцы, отдохнули немного.
- Ребята, кто помнит, кто такие пернатые? (это птицы).
А почему их не слышно в зимнем лесу? (они перебрались поближе к человеку) - Очень трудно приходится зимой птицам. Что для зимующих птиц страшнее холод или голод? (голод) Как же можно помочь птицам? (нужно их подкармливать) Чем же мы можем их накормить? (семечки, пшено, зернышки, сало)
- Каких зимующих птиц мы с вами знаем? (Ворона, снегирь, воробей, синицы, голуби)
- Почему их называют зимующими? (Потому что зимой остаются здесь, никуда не улетают).
- Каких перелетных птиц мы с вами знаем? (Ласточки, стрижи, грачи, скворцы, журавли) - Почему они улетают? (Им становится холодно, для них нет корма). - Ребята, у меня есть картинки птиц. Помогите, пожалуйста, поделить их на зимующих и перелетных (на разные столики).
- Теперь поиграем в игру «Собери картинку». У меня два конверта. Поделимся на две команды и соберем картинки птиц, разрезанных на части, когда соберем нужно сказать, как они называются. Молодцы, ребята!
- Посмотрите, какое время года на доске? (Зима)
Посмотрите на нашу Зимушку, какая красавица! Она очень довольна, что вы справились со всеми препятствиями и приключениями, пока добирались к ней в гости! Но наша прогулка по зимнему лесу закончилась. Садимся в наш поезд и отправляемся обратно в детский сад!
3.Заключительная часть.
- Понравилось ли вам в зимнем лесу? Что вам больше всего понравилось делать?
Литература:
1.Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-5 лет.
Авт-сост. М.П.Костюченко изд. Волгоград «Учитель».