Тема «Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»
Возраст: 4-6 лет
Цель: Развивать умение подбирать к словам антонимы и синонимы.
Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы связно и пследовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характерах героев и настроении картины, использовать в речи синонимы, антонимы и сравнения; дать представление о метафоре.
Вводная часть.
Приветствие. «Встречалка».
Дети становятся в круг.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас на нашем занятии. На занятии нас ждет волшебная сказка и увлекательные игры. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и было хорошее настроение.
Упражнение «Хлопки». Ход проведения: участники группы встают в линию или круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок.
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Богатырский конь».
Конь меня в дорогу ждёт (Руки за спиной сцеплены в замок),
Бьет копытом у ворот (ритмично по очереди поднимаем
На ветру играет гривой согнутые в колене ноги )
Пышной, сказочно красивой
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу (покачиваем головой),
Цок, цок, цок, цок (подскакиваем на месте),
Цок, цок, цок, цок
Там за дальнею рекой (руки полусогнуты в локтях)
Помашу тебе рукой (перед собой, машем рукой)
Основная часть. «Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри».
Психолог: С сегодняшнего дня я буду вас знакомить с картинами великих художников. Но для начала мы выполним упражнение «Подбери слова».
Психолог предлагает подобрать синонимы (близкие по смыслу) к словам: богатырь (силач, воин, боец), смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка), с мельчак (храбрец, орел, герой, рыцарь без страха и упрека) сильный (могучий, богатырский), написать (придумать, сочинить, нарисовать); сравнения: смелый, как…, храбрый как…, могучий, как…, сильный, как …, черный, как….
Психолог: Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Вы догадались, о ком или о чем будет эта картина?
На мольберт выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассматривают репродукцию и слушают «Рассвет на Москва-реке» - вступление к опере М.Мусоргского «Хованщина».
Психолог читает отрывок из былины:
Тут все богатыри, все святорусские,
Садились они на добрых коней
И поехали раздольицем чистым полем…
А со той горы до со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец,
А то едут ведь богатыри чистым полем,
А то едут ведь да на добрых конях,
И пустился он с горы высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским,
Рядом с ними стою…
Психолог: Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Богатыри русские). Как зовут этих богатырей? (Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).
Психолог: Как изображены богатыри? Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда и оружие? Какие кони под ними и чем они украшены?
Психолог: Как вы думаете, какие отношения между богатырями? Какой пейзаж окружает богатырей? Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему? Какой богатырь вам нравиться и чем? Что понравилось вам в этой картине?
После рассказов детей психолог представляет свой рассказ:
На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.
Третий богатырь Алёша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит на готове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».
Рефлексия: Что больше всего понравилось в занятии? И т.д. Дети вспоминают ход занятия, рассказывают, делятся впечатлениями.
Упражнение «Лицом к лицу».
Психолог: Повернулись лицом друг к другу, сказали комплимент: «Мне понравилось, как ты сегодня…».
Релаксация. Игра «Спаси птенца».
Психолог: Ребята, представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Прощание. Упражнение «Колокол». См. занятие №1.
Психолог: На этом наше занятие заканчивается, всем – большое спасибо!