Актуальность. В ближайшие дни будет отмечаться памятная дата – День победы. До сих пор события той поры отзываются в сердцах россиян болью и одновременно искренним уважением к подвигу тех людей, которые сражались за нашу Родину. И мы, педагоги, должны донести до наших детей хоть бы малую частичку информацию о ВОВ. Победе, которая так тяжело далась нашим бабушкам и дедушкам. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций, мало знают о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ. Присутствует равнодушное отношение к близким людям, товарищам, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственного и героико-патриотического воспитания в семье.
Цель: Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну, благодарность и уважение к ветеранам ВОВ.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов;
- Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В.
- Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки.
- Активизировать словарь детей пословицами и поговорками.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;
- Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;
- Развивать память, внимание.
- Развивать стратегическое и логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к её героическому прошлому;
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них через исполненные песни и танцы.
Предварительная работа с детьми:
1. Рассматривание и обсуждение иллюстраций о В.О.В.
2. Чтение рассказов и стихов о войне.
3. Разучивание стихов о В.О.В, о Дне Победы.
4. Заучивание и обсуждение пословиц по теме «Родина».
5. Прослушивание песен военных лет.
6. Ознакомление с игрой «Морской бой». 7. Просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов о В.О.В. Работа с родителями: 1. Объявления в родительском уголке о проведении интеллектуальной игры «Морской бой». 2. Ознакомление с вопросами по игре. 3. Помощь в пополнении уголков ко Дню Победы: «Бессмертный полк», «Дети войны», «Оружие победы», «Маршалы победы». 4. Помощь в подготовке и в оформлении зала к празднику. Материалы и оборудование:
- Синие платочки для девочек; Свечи из бросового материала; шапки казачьи для мальчиков; пилотки для мальчиков; два флага победы маленьких размеров; пушки из бросового материала; корзина с фруктами; темные вуалевые накидки на головы для девочек; банты синего и красного цвета на грудь для каждой команды; для награждения команд медали первой и второй степени с надписью « За отличные знания о В.О.В.».
Правила игры «Морской бой».
Эта игра знакома всем взрослым и детям. Она очень интересна как мальчикам, так и девочкам. Играют два человека.
Для морского боя понадобиться 2-а тетрадных листа. Важно, чтобы противники не подсматривали в листы и не видели места расположения чужих «кораблей».
Каждый участник на своем листе рисует 2-а «поля боя». Для этого нужно начертить 2-а квадрата со сторонами 5 см. Одно поле предназначено для своих «кораблей», другое – для «кораблей» противника. Над верхней стороной квадрата. Над каждой клеткой, нужно поставить буквы от «а» до «к». С левой стороны, так же перед каждой клеткой, надо расставить цифры от 1 до 10.
В своем поле нарисуйте «корабли»: одну – четырехпалубную, два – трехпалубных, три – двухпалубных, четыре – однопалубных.
Одна палуба – это одна клетка. «Корабли» не должны соприкасаться друг с другом. Как минимум одна клетка между ними должна быть обязательно. К краям поля корабли прижимать можно. Да, корабль - это клеточки идущие подряд, никаких изгибов не должно быть.
Когда все «корабли», ваши и противника, будут расставлены, можно играть.
Первый ход определяется жеребьевкой.
Если один из участников «выстрелил» верно, но полностью «корабль» не «потопил», соперник должен говорить: «Ранил». Далее нужно «целиться» в рядом расположенные клетки. Если попадает в пустую клетку – «Мимо».
Суть игры заключается в том, чтобы первым «потопить» «флот» противника».
Морской бой развивает стратегическое и логическое мышление, а так же помогает провести время весело и интересно.
Наши правила в игре «Морской бой».
Но в нашей игре правила будут немножко другие. Место двух листов – 1 общий лист, который будет висеть на центральной стене зала. Все знаки на листе закрыты, кроме верхних букв (но их меньше на 2-а, чем в настоящей игре), и боковые цифры (их тоже меньше на 2-а, чем в настоящей игре). Все клетки открываются отдельно. «Кораблей» будет столько же, как и в настоящей игре. А в пустых клетках между «Кораблями» проставлены знаки:
Скрипичный ключ с нотами – музыкальная пауза. Дети будут исполнять песни и танцевать.
Поэтическая пауза. Дети читают стихи.
Мяч. Проводится игра с детьми.
Но и есть так же и пустые клетки – переход хода другой команде.
В игре будут участвовать две команды: «Красные» и «Синие». Для различия команд, на груди будут прикреплены банты, красного и синего цвета.
Банты. Красного и синего цвета.
В каждой команде выбирают капитана команды и приглашают одного родителя для контроля, чтобы не нарушались правила игры.
Дети сидят командами на противоположных сторонах зала.
Первый ход определяется жеребьевкой. Дети бросают большой (самодельный) кубик. Кому попадает большее число в кубике, та команда и начинает.
Когда одна из команд попадает в «Корабль», не смотря на то, что они «ранил» или «потопил», то этой команде записывается 1 очко, и они отвечают на вопрос. Если ответ правильный, то им записывается еще 1 очко. Если в вопросе много ответов, то за каждый правильный ответ ставится 1 очко. Если ответ был не полным, то ход переходит другой команде и очки ставятся этой команде. И у этой команды появляется шанс последующего хода.
Если отвечающая команда попадает в пустую клетку – «Мимо», то следующий «выстрел» делает другая команда.
Если отвечающая команда попадает на музыкальную паузу, игру или поэтическую паузу, то дети исполняют песню или танец, читают стихотворение или играю по намеченной заранее сценарию (списку).
После исполнения паузы, дети бросаю кубик. Следующий «выстрел» остается за командой, которая набирает больше очков.
Если командам удается затопить «Корабль» 1-о, 2-х, 3-х, 4-х палубный, им дополнительно присуждается 1 очко.
Когда дети играют в игры, очко ставится той команде, которая выигрывает игру.
Выигрывает в игре та команда, которая больше заработала очков.
Победителям присуждается медаль 1-ой степени, проигравшей команде медаль 2-ой степени.
Медаль для награждения.
Вопросы к участникам игры (детям):
1. Как называлась война, победу в которой мы празднуем 9 мая?
(Великая Отечественная война)
2. Когда началась Великая Отечественная война?
(22 июня 1941 года)
3. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
(4 года)
4. В войне участвовали воины различных профессий. Какие?
(моряки, летчики, связисты, танкисты, пограничники, пехота, подводники и т. д.)
5. Музыкальный конкурс – звучит музыка, дети должны спеть или назвать популярные военные песни. Предлагаются музыкальные фрагменты следующих песен: «Священная война», «День Победы», «Песня защитников Москвы», «Мы за ценой не постоим», «На безымянной высоте», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».
6. Как мы называем сейчас людей, прошедших войну и доживших до наших дней?
(Ветераны)
7. Как называлась наша страна в то время?
(Союз Советских Социалистических республик)
8. Какое государство напало на нашу страну?
(Фашистская Германия)
9. Назовите города герои?
( Москва. Киев. Новороссийск. Ленинград. Сталинград. Брест и т.д.)
10.Какие ордена вы знаете?
Орден Победы, орден Славы, орден Красного знамени, орден Ленина, орден Александра Невского и т.д.
Медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу», медаль «За оборону Ленинграда» и т.д.
11. Крепко любили русские люди свою Родину. О ней сложили пословицы. Ребята, какие пословицы о Родине и о русских солдатах вы знаете? Закончите пословицу.
Для капитанов команд.
По жеребьевке выбирается капитан, который будет первым отвечать.
- «Жить - Родине служить».
- «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
- «Родина - Мать, умей за нее постоять».
- «Береги землю родимую, как мать родную».
- «Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет».
- «Смело иди в бой - Родина за тобой».
- «Дружно за мир стоять - войне не бывать».
- «Солдатское дело – воевать хорошо и умело».
- «Русский солдат не знает преград».
- «Командира приказ – Родины наказ».
- «Друг за друга стой – и выиграешь бой».
- «Кто за правое дело стоит – тот всегда победит».
12. Назовите имена детей – героев в годы В.О.В.
Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова, Александр Матросов, Вася Коробко, Витя Хоменко, Володя Казначеев, Костя Кравчук и т.д.
13. Самая высокая награда защитников Родины в годы В.О.В.?
(Герой Советского Союза – «Золотая звезда»).
14. Ребята, отгадайте загадки.
- Из ограды ствол торчит, Беспощадно он строчит. Кто догадлив, тот поймёт, то, что это … (Пулемёт);
- Гусеницы две ползут, Башню с пушкою везут. (Танк);
- Любой профессии военной учиться надо непременно, чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было … (Войны);
- Всё он в один миг решает. Великий подвиг он совершает. Он за честь стоит горой. Кто он? Правильно. (Герой);
- Он готов в огонь и бой, защищая нас с тобой. Он в дозор идёт и в град. Не покинет пост… (Солдат).
15. Назовите маршалов победы. Маршалы: Жукова, Рокоссовского, Василевского, Берзарина, Бирюзова, Конева, Мелецкого, Шапошникова, Толбухина, Катукова, Кулакова и др.
16. Назовите число и месяц, когда празднуют День Победы – 9 мая.
17. Назовите оружия Победы – Танк Т-34; Катюша; Штурмовик ИЛ-2; Винтовка Мосина; Пулемет Максимка; Пистолет – пулемет Шпагина. Ручная противопехотная граната Ф-1, РГ-42.
18. Сколько лет длилась война? - 4 года
19. Какая крепость первой приняла на себя удар врага? Первой крепостью, принявшей на себя удар врага, стала Брестская Крепость.
20. Каком месяце и где состоялся первый парад Победы?
Парад Победы в ознаменование победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне состоялся 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади.
Последовательность в исполнении в ходе игры:
Музыкальной паузы.
1. Песня.
2. Песня.
3. Танец.
4. Песня.
5. Песня.
6. Песня.
Поэтической паузы.
1. День памяти День памяти – Победы праздник, Несут венков живую вязь, Тепло букетов красок разных, Чтоб не терялась с прошлым связь. И плиты скорбные согреты Цветов дыханьем полевым. Прими, боец, как дар, всё это Ведь это нужно нам, живым.
2. У обелиска Застыли ели в карауле, Синь неба мирного ясна. Идут года. В тревожном гуле, Осталась далеко война. Но здесь, у граней обелиска, В молчанье голову склонив, Мы слышим грохот танков близко И рвущий душу бомб разрыв. Мы видим их — солдат России, Что в тот далёкий грозный час Своею жизнью заплатили За счастье светлое для нас…
3. Никто не забыт «Никто не забыт и ничто не забыто» — Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но, словно огонь, у подножья – гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто. 4. Обелиски Стоят в России обелиски, На них фамилии солдат… Мои ровесники мальчишки Под обелисками лежат. И к ним, притихшие в печали, Цветы приносят полевые Девчонки те, что их так ждали, Теперь уже совсем седые.
5. Нужен мир. Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны, Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят. Нужен мир на всей планете! 6. Пусть будет мир! Пусть пулемёты не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города… Мир нужен на земле всегда! 7. День Победы День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну! 8. Медали Ветеран – боец бывалый, Повидал за жизнь немало. Он с отвагою в бою Защищал страну свою! В День Победы засверкали На груди его медали. На груди его — медали! Мы с сестрой их сосчитали. 9. Пусть дети не знают войны. Войны я не видел, но знаю, Как трудно народу пришлось, И голод, и холод, и ужас – Всё им испытать довелось. Пусть мирно живут на планете, Пусть дети не знают войны, Пусть яркое солнышко светит! Мы дружной семьёй быть должны! 10. Гремит салют Гремит салют,
Взлетая в небо.
Слышны раскаты
Там и тут.
Сегодня праздник -
День Победы.
И люди на парад идут! 11. Уходят в даль те страшные года... Уходят вдаль те страшные года,
Когда беда и смерть гуляли по планете.
Ах, сколько жизней унесла война,
В войне погибли взрослые и дети.
Но отстояли в этой злой войне
Бесстрашные солдаты - ветераны
Наш мир и счастье на родной земле,
На сердце от войны былые раны!
Гордится подвигом великая страна,
Гордится смелостью, отвагой за отчизну.
Пусть войн не будет в мире никогда,
Мы всем желаем только мирной жизни! 12. Великое слово "Победа"! Великое слово "Победа" -
Как людям была ты нужна!
Чтоб ясным всегда было небо,
Чтоб спала спокойно страна!
Чтоб были на лицах улыбки,
В душе и на сердце весна,
Пусть жизнь будет мирной, счастливой!
Война никому не нужна! 13. 9 мая!
9 мая! День Победы!
Отмечает вся страна.
Воевали наши деды,
Чтоб жили в мире мы всегда.
Чтоб было небо голубое
И солнце яркое на нём.
Чтоб наши дети никогда,
Не засыпали под огнём.
14. Память.
В нашей памяти всегда.
Остаются имена, тех людей,
Что защищали мир и дружбу на земле.
Воевали, умирали на Великой той войне.
Мы будем помнить их всегда.
И не забудем никогда.
15. Люди войны.
Вечная память, людям войны!
Низкий поклон до самой земли!
Всегда их будем вспоминать.
9 Мая вспомним опять.
Таких людей невозможно забыть.
Они мир спасли, чтоб нам счастливо жить.
16. Мальчишка.
Я совсем мальчишкой уходил из дома.
Мама провожала плача у окна.
И молила мама: «Ты вернись мой милый!»
Только защити страну ты от врага.
Долго воевали, в той войне великой.
Всё же победили сильного врага.
А когда вернулись, дружно нам кричали.
Смелые солдаты! Ура! Ура! Ура!
17. ***
День Победы! День Победы!
Снова слышит вся страна.
Ветераны на костюмы надевают ордена.
Ярко в небе солнце светит.
И цветы кругом цветут.
И бегут на встречу дети, поздравления несут.
18. Что за праздник? В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут. Поздравляет вся страна Славных ветеранов. А цветущая весна Дарит им тюльпаны, Дарит белую сирень. Что за славный майский день?
19. Салют Победе Салют и слава годовщине Навеки памятного дня! Салют Победе, что в Берлине Огнём попрала мощь огня! Салют её большим и малым Творцам, что шли путём одним, Её бойцам и генералам, Героям павшим и живым, Салют! 20. Героям Победы — спасибо! СПАСИБО ГЕРОЯМ, СПАСИБО СОЛДАТАМ, Что МИР подарили, Тогда — в сорок пятом! Вы кровью и потом Добыли ПОБЕДУ. Вы молоды были, Сейчас — уже седы. Мы ЭТУ ПОБЕДУ — Вовек не забудем! Пусть МИРНОЕ солнце Сияет всем людям! Пусть счастье и радость Живут на планете! Ведь мир очень нужен — И взрослым, и детям!
21. День Победы!
Великая дата 70 лет!
День Победы отмечает весь свет.
Люди на митинг спешат всей семьёй.
Вспомнить всех тех, кто не вернулся домой.
Пусть будет мир на всей планете!
Войны не будет никогда!
Чтоб засыпали наши дети.
Спокойно, мирно как всегда.
Игры.
1. Кто быстрее соберёт автомат».
Материал: две картинки с изображением автомата.
Ход игры: Участники команд по очереди подбегают к столам и «собирают» автомат — кладут по одному элементу пазла.
2. «Весёлые танкисты» (для капитанов команд)
Материал: два ватмана; маркеры.
Ход игры: Одному из участников каждой команды завязываются глаза. Игрок должен подойти к ватману и нарисовать маркером танк. Побеждает самое реалистичное изображение.
3. «Посылка на фронт»
Материал: Картинки с изображением вещей, необходимых солдату для личного пользования
Ход игры: Команды подходят к столу с картинками. По сигналу ребята отбирают те картинки, на которых изображены вещи, нужные солдату на фронте.
4. Проводится игра «Салют».
Материал: Салюты: пучки лент или пампончики красного, зеленого, желтого цветов.
Ход игры:
Звучит песня «День Победы». Дети маршируют по залу в разных направлениях. По окончании музыки говорю: «Салют, зажгись, скорей соберись!» Дети собираются в круги и кричат «Ура!».
Ход праздника.
Ведущий (с зажженной свечой):
- Горит дрожащая свеча. Не дунь на пламя сгоряча. А ты, волшебный огонёк, о чём бы нам поведать мог?
- Посмотрите, дети, на горящую свечу. Видите огонёк пламени? Есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата. Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны. Люди всегда будут помнить, что погибшие солдаты защищали Родину, своих родных и близких, своих детей, внуков и правнуков. В честь победы над фашизмом горит Вечный огонь, чтобы люди не забывали о подвигах наших героев.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя...
Поклонимся, поклонимся друзья!
Всем миром! Всем народом! Всей землей!
Поклонимся за тот великий бой!
В память о всех героях, погибших на полях Великой Отечественной войны объявляется минута молчания. Давайте сейчас встанем и почтим всех героев, павших за мир и счастье на Земле.
Минута молчания. Прошу садиться.
Ведущий:
- У нас сегодня необычный утренник. Хотя мы будем петь, и танцевать, читать стихи и поиграем. Мы сегодня поиграем в игру « Морской бой».
- Вы умеете играть в игру «Морской бой»? (ответ детей)
- Хотя у нас в руках нет пушек и снарядов, мы своими знаниями будем топить «Корабли» противника. Вы готовы? (ответ детей)
- Тогда мы начинаем. А сначала, я хочу познакомить вас с членами жюри:
1. Заведующая д/садом – Жангурова Н Е.
2. Младший воспитатель – Попова С.Н.
3. Член родительского комитета – Третьякова М. А.
- Чтобы определить, кто первым сделает «выстрел», мы с вами бросим кубик. У какой команды выпадет число побольше, та и начинает игру.
Команды бросают кубик и игра начинается.
После завершения игры слово предоставляется жюри для объявления победителя в игре.
Идет награждение команд.
В конце утренника.
Ведущая.
В этот праздничный день люди желают друг другу мира и добра, что бы эта страшная война никогда не повторилась.
Ведущий вносит глобус в центр зала.
Посмотрите, какой маленький земной шар и на нем всем есть место:
и людям, и животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям.
Нам надо беречь эту хрупкую планету, она наш дом.
А для этого нужно всем людям на земле жить в мире.
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету.
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица - с небом, как ветер - с лугом,
Как парус - с морем, трава - с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Будет мир пусть на нашей планете
И смеется всегда детвора.
Так давайте же дружно и громко
В честь победы все крикнем: «Ура».
Источник:
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog73402/scenarii-muzykalno-sportinogo-prazdnika-k-9-maja-v-starshei-i-podgotovitelnoi-grupe-detskogo-sada.html.
- https://mamamozhetse.ru/stixi-k-9-maya-dlya-doshkolnikov-36-luchshix.html