НОД по ИЗО деятельности в подготовительной группе. Нетрадиционная техника рисования «Волшебный зимний лес».
Программное содержание
Цель: Познакомить и заинтересовать детей нетрадиционной техникой рисования – «барьерной живописи» (рассчитано на два занятия).
Задачи:
*Обучить детей новой технике рисования;
* Развивать фантазию и воображение, умение составлять композицию в рисунке;
* Развивать умение пользоваться техникой работы с клеем и акварелью;
*Формировать любовь к родной природе, умение видеть красоту окружающего мира.
*Закрепить знания видах и жанрах ИЗО.
*Обогащение словарного запаса: «композиция», «пейзаж», «живопись», «барьер», «преграда».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма организации: самостоятельная деятельность детей.
Материалы:
Бумага А3 или А4, Клей ПВА, круглые кисти «пони» № 3-4, соль и акварельные краски.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации с фотографиями заснеженных елей, рассматривание их силуэтов и цветового колорита работ, просмотр картин «барьерной живописи».
2. Стихотворения о елочках – прослушивание, разучивание.
3. Рисование елей на песке, соли или стекле.
4. Выполнение предварительного рисунка-заготовки клеем ПВА.
Планируемый результат: рисунок-пейзаж зимнего леса, выполненный в технике «барьерной живописи».
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Перед вами представлены картины? Как вы думаете, какое время года изображено на картинах и почему вы так решили? (На картинах изображена зима. Всюду снег: и на деревьях, и на земле. Везде белым-бело.)
Воспитатель: Правильно, на картинах изображён зимний пейзаж. А что такое пейзаж, ребята? (Это жанр изобразительного искусства.)
Воспитатель: Абсолютно верно. Ребята, а какие ещё жанры вы знаете? (натюрморт, портрет).
Воспитатель: Правильно. Теперь внимательно рассмотрим эти картины. Почувствуйте всю красоту зимней природы. Природа спит. Всё в этом зимнем царстве покрыто снегом, и сосны-великаны, и маленькие ёлочки. Ветви под тяжестью снега гнуться, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая снежная сказка. Зима-волшебница очаровывает природу, одевает невиданными нарядами. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы попали в эту сказку. Представьте, мы идём по лесу, вдыхаем воздух. Какой он? (морозный, лёгкий, прозрачный, свежий.) А теперь прислушайтесь, как в лесу тихо, тихо, можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (скрип снега, шёпот ветра, потрескивание на морозе веток, перелёт птицы с ветки на ветку). Отлично! А теперь физминутка.
Я мороза не боюсь, (шаг на месте)
С ним я крепко подружусь, (хлопаем в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз, (приседания)
Тронет руку, тронет нос. (показывают на руку и нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и скакать! (прыжки на месте)
Воспитатель: И сегодня я предлагаю вам нарисовать зимний пейзаж, но необычным способом – нетрадиционной техникой рисования - «барьерной живописью». Что такое живопись, ребята? (вид изобразительного искусства, рисуют красками). А что такое «барьер», как вы понимаете? (ответы детей). Слово «барьер» обозначает препятствие. Есть несколько способов так называемой «барьерной» живописи, когда бортиками, преградой для растекающейся краски становятся контуры. (показ наглядностей «барельефной живописи»). Чаще всего используется черный цвет. Его прекрасно видно и работа с использованием черных или коричневых контуров становится яркой, декоративной. Витражные контуры применяют не только для стекла, фарфора, но и для работы на бумаге.
Живопись в сочетании с объемом дает интересный визуальный эффект. Художники, работая масляными красками, накладывают фактурные, жирные мазки, выступающие над плоскостью холста. Кроме того, для получения большего объема, они могут пользоваться акриловой шпатлевкой, нанося ее мастихином, шприцем, или иными приспособлениями.
А мы возьмем универсальный клей ПВА. Рисовать будем сначала не красками, а клеем. В нашем случае, клей послужит барьером или преградой. Он высохнет и не позволит краске закрасить бумагу. Рисунок получится легким и воздушным. Посыпая ПВА солью, песком, различными крупами, яичной скорлупой, крошкой от высушенных листьев, можно получить оригинальные «пушистые» линии. Наши линии останутся полупрозрачными, и от этого пейзаж приобретет легкий туманный, загадочный вид.
Клей ПВА бывает разной консистенции. Слишком густым, как и слишком жидким рисовать сложно. Перед применением его необходимо хорошо встряхнуть несколько раз. Держать тюбик вертикально, без наклона, слегка сжимая при этом.
Практическая часть.
1.Итак, начала проведём линию горизонта, сугробы, тропинку.
2. Намечаем стволы елей, уточняется композиция.
3. Рисуются главные ветки слева и справа от ствола, а затем свисающие вниз веточки.
4. У каждой ветки дорисовываются хвоинки. На небе появляются снежинки (или звездочки и луна).
5. Рисунок «отдыхает» до полного высыхания клея. ПВА становится из белого – прозрачным, но объем остается. Время высыхания – ночь. На следующий день работу можно продолжить.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Горка, ямка, сугроб».
Детям предлагается встать в круг.
На слово «горка»- поднимаете руки вверх,
На слово «ямка» - приседаете, « сугроб»- кладете руки друг другу на плечи.
Воспитатель: Вот мы и размялись немного, пора приступать к цветовому решению нашего рисунка акварелью. Выберем нужный колорит, составим цвета на палитре и разукрасим. Есть несколько вариантов (Показ наглядностей).
Самый простой: синее небо, зеленые ели, голубой снег
Розовое небо, синие ели, голубой снег
Светло-фиолетовое небо, темно-фиолетовые ели, бледно-фиолетовый снег, и так далее.
Наиболее выигрышный вариант – смешивание нескольких оттенков для каждого фрагмента картины. Можно и солью небо посыпать. Какие цвета будут преобладать в вашем рисунке, решаете сами.
Рефлексия. Анализ работ детей.
Воспитатель. С какой техникой рисования мы с вами познакомились? Что означает слово «барьер»? Чем мы рисовали? Понравилось ли детям рисовать в новой технике? Что хотели передать дети в рисунках? Что получилось? Нравится ли своя работа? Может, у кого из сверстников понравился рисунок?
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы все постарались, и рисунки получились замечательные. На этом занятие окончено, до свиданья!