Конспект НОД по речевому развитию в средней группе
«В гостях у кошки Мурки».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Художественная литература».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, коллективная деятельность, работа подгруппами.
Материалы и оборудование: дидактические игровые пособия «Кто, кто в домике живёт?», «Подбери правильно», «Что есть у кошки», мягкая игрушка – кошка, клубок ниток, блюдечко, игрушка-бутылочка молока, рисунок – раскраска по количеству детей.
Предварительная работа: чтение стихов, детских потешек, разгадывание загадок про кошек.
Планируемый результат: активно участвует в беседе, грамотно строит предложения, умеет отвечать полными предложениями.
Программное содержание.
Цель: Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
Развивающие:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
3. Развитие литературной речи.
4. Способствовать развитию любознательности.
5. Продолжать совершенствовать речь: правильно употреблять глаголы (мяукает, мурлычет, лакает), прилагательные (пушистый, гладкий и т.д.), уменьшительно - ласкательные существительные.
6. Развивать умение составлять небольшие описательные рассказы о кошках и котятах.
7. Способствовать развитию умения разгадывать загадки про животных и любых предметов по их характерным особенностям.
Обучающие:
1. Формирование словаря.
2.Формировать умение согласовывать слова в предложении.
3. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
4. Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
6. Познакомить детей с порядковыми числительными: первый, второй, третий. Формировать умение употреблять их в предложении при составлении описательных рассказов.
Воспитательные:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Валентина Михайловна, а вас как зовут? (ответы детей). Я надеюсь, что наше знакомство и общение будет приятным и полезным.
Психологический настрой.
Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора.
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
2. Сюрпризный момент.
-Ребята, а вы любите ходить в гости? (Дети: да!) Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости. И вот перед нами красивый сказочный домик. Дети, хотите узнать, кто живёт в этом домике? (ответ детей) Чтобы открыть замок и посмотреть, нам нужно отгадать загадку:
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается.
-Кто живёт в домике? Правильно, кошка (дверце открывается)
3. Основная часть.
-Кошку зовут Мурка. Как вы думаете, почему ей дали такое имя? (ответы детей) Правильно, она очень любит мурлыкать. Как кошка мурлыкает? (мур-мур-мур)
-Как можно ласково назвать кошку? Правильно, кошечка.
-Какая наша кошка Мурка? (пушистая, усатая, серая, добрая, милая и т.д.)
-Ребята, назовите эти слова ласково (пушистая - пушистенькая, усатая - усатенькая, серая - серенькая, добрая - добренькая, милая - миленькая и т.д.)
-Кошка – это «он» или «она»? (ответ детей). Правильно, кошка – она, а он – это кто? (ответ детей). Правильно, он – это кот.
- У каждого животного есть детёныши. Как зовут детёныша у кошки? (ответ детей). Правильно, котёнок. А если их много? (ответ детей). Правильно, котята. Кого любит кошка больше всех? (ответ детей) Правильно, своих котят.
-Как мяукает кошка? (Мяу)
-Что делает Мурка? (Мяукает)
-Кого она зовет? (своих котят)
-Как она зовет своих котят? (мяу, мяу)
-Ребята, посмотрите, кто здесь спрятались? (ответы детей) Да, здесь спрятались котята. Сколько их? (котят трое). Какие они, опишите? (Первый котёнок беленький, второй котёнок чёрный с белой мордочкой и грудкой, а третий котёнок рыжий.)
-Ребята, а во что любят играть котята? (Воспитатель показывает клубок ниток. Дети отвечают.)
Я вам предлагаю поиграть как котятки, только мы будем не катать клубочек, а бросать друг другу.
Проводится игра «Назови ласково».
У кошки уши - у котят ушки.
У кошки нос - у котят носики.
У кошки лапы - у котят лапки.
У кошки глаза - у котят глазки.
У кошки хвост - у котят хвостики.
У кошки когти - у котят коготки.
У кошки усы - у котят усики.
-Молодцы, ребята!
Проводится игра «Кто быстрее соберёт?». Работа с дидактическим материалом.
Дети разделяются на две команды. Командам нужно из частей тела собрать полное изображение кошки. Чья команда быстрее соберет, та и выиграла.
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Скажите, сколько у кошки туловища? (туловище одно) Сколько голов? (голова одна). Сколько ушек? (у кошки два уха) Сколько глаз? (У кошки два глаза) Сколько лап у кошки? (у кошки четыре лапы) Сколько хвостов? (хвост один).
Физминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.(ходьба на месте)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.(поднимание и опускание рук)
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (приседания)
И сказали три кота:
«Красота, красота!» (хлопки в ладоши)
Дети садятся на свои места.
-Дети, а вы знаете, чем питается кошка? (ответы детей)
-Ребята, угостим кошку вкусной пищей. Но для этого нам нужно отгадать загадки.
Загадки:
1. Под полом таится, кошки боится? (Мышь)
2. В воде живёт, ни звука не издаёт? (Рыба)
3. Под вымечком течёт, деткам здоровье даёт? (Молоко)
4. С грядки на стол попадают, людям пользу дают. (Овощи)
5.У них есть крылья, голова, две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Дети помещают угаданную пищу, отведенную по форме ячейку.
-Молодцы, ребята! Вот какой рацион нужен для кошки, чтобы она была здоровая и красивая. Котята ещё маленькие, мышей ловить не умеют, рыбу съесть тоже пока не могут. А чем мы можем угостить котят? (Дети: Молоком.)
Воспитатель берет воображаемую миску с молоком.
-Как котята лакают молоко? (Дети вытягивают язычок, поднимая его вверх, втягивают обратно в рот.)
-Что делали котята? (Лакали молоко.)
-Как облизываются котята? (Дети проводят язычком по нижней губе, затем по верхней.)
-Все сыты? Молодцы.
-Почему кошка может лакать языком, а мы нет? (Ответы детей) Правильно, у кошки язык шершавый, а у нас гладкий.
На наглядности изображение кошки с высунутым языком. Дети могут потрогать на ощупь.
-Дети, чей язык мы только что потрогали? Как мы можем сказать? (Ответ детей) Правильно, кошачий язык.
Физминутка.
Рыжий котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапки в стороны развёл,
И как будто бы пошёл,
Головой он повертел
И за стол тихонько сел.
Вот мы и погостили у кошки Мурки. Пора прощаться.
Чтение стихотворения.
Маленькая кошечка
Села на окошечко.
Лапочкой махала,
Нас провожала!
-Что мы скажем кошке Мурке на прощанье? (ответы детей)
4. Заключительная часть. Рефлексия.
- Ребята, к кому мы ходили в гости? Как звали кошку? Сколько котят у неё были? Какие они? Понравились задания, игры? На это наше занятие подошло к концу. До свидания!
На прощанье раздаётся всем ребятам рисунок-раскраска «Кошка».
Литература:
1. разработка дидактического пособия по развитию речи «В гостях у кошки Мурки»
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/08/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-v-sredney-gruppe-v-gostyah-u