Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым.
- Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
- Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
- Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.
Оборудование: иллюстрации летательных аппаратов, ракет, планет, телескопа, костюма космонавтов; портретов летчиков – космонавтов Ю.А.Гагарина, Алексея Леонова, портрет ученого-конструктора С.П. Королева и российского ученого К. Э. Циалковским.
Ход НОД.
Воспитатель: «Сегодня, ребята наша страна отмечает День Космонавтики».
Воспитатель: «Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?»
(12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)
Воспитатель: «Как его зовут?» (Юрий Алексеевич Гагарин)
Воспитатель: «С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушки не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу».
Воспитатель: «Как их называют?»
Дети: «Их называют космонавтами».
Воспитатель: «А кто такие космонавты?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля».
Воспитатель: «Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Что помогает ученым наблюдать за звездным небом?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом».
Воспитатель: «Что они могли увидеть в телескопы?» (Ответы детей)
Показ слайдов, иллюстраций.
Дети: «Они могли увидеть другие планеты».
Воспитатель: «Какие планеты вы знаете?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Луна, Марс, Венера и другие планеты. Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко».
Воспитатель: «И что придумали ученые?» (Ракеты, космические корабли)
Воспитатель: «Кто же первым в России придумал ракету?» (Константин Эдуардович Циалковский). Показ портрета.
Воспитатель: Жил в городе Калуге простой учитель, Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их. И очень ему хотелось до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать.
Воспитатель: Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? (Ответы детей).
Воспитатель: Сергей Павлович Королев (показ портрета) - ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.
Воспитатель: Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. (Показ слайдов). До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?
Дети: «Много заниматься спортом».
Воспитатель: «Правильно ребята, чтобы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?»
Дети: «Испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова».
Воспитатель: «Правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. (Показ центрифуги на слайде). Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время влета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки».
Воспитатель: «Что такое перегрузки?» (Предположение детей)
Воспитатель: «Перегрузки - это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки».
-Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)
Физ. минутка:
1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:
2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:
3. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?
Воспитатель: «Молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?»
Дети: На космических ракетах!
Воспитатель: Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.
На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.
Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.
Воспитатель: «А кто знает, в чем находится еда космонавтов?»
Дети: «Еда космонавтов находится в тюбиках!»
Воспитатель: «Правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости».
Воспитатель: «А кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?»
Дети: «Костюм называется – скафандр, а головной убор – шлем».
Воспитатель: «Правильно скафандр и шлем».
-А для чего нужны они?
Дети: «Чтобы выйти в космос».
Воспитатель: «Правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?»
Дети: «Чтобы космонавт мог дышать».
Воспитатель: «Правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле».
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?»
Дети: «Окно в ракете называется - иллюминатор!»
Воспитатель: «Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?»
Дети: «Планеты, луну, кометы, спутники, солнце».
Воспитатель: «Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля)» .
Дети: «Спутник нашей планеты Земля называется - Луна!»
Воспитатель: «Правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения».
Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.
Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.
А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.
Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.
Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.
Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.
А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.
В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
- Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракеты и изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.
Вот и закончилось наше занятие путешествие. Пожелание детям. Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учиться и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!
Литература:
Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.
В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.
А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.