Тема: «Рассматривание картин В.Поленова и И.Левитана «Золотая осень».
Цель: Учить понимать пословицы.
Задачи: познакомить детей с содержанием картин; развивать умение подбирать эпитеты и использовать их при описании картины.
Ход.
Вводная часть.
Приветствие. «Встречалка».
Дети становятся в круг.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас на нашем занятии. На занятии мы познакомимся с новой картиной, придумаем о ней рассказ и поиграем в интересные игры. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и было хорошее настроение.
Игра «Заводные человечки».
Ход. Психолог на глазах у детей рисует схему и объясняет, что это заводные человечки. На схеме изображены пронумерованные позы. Дети несколько раз повторяют позы под диктовку воспитателя (ведущего). Потом задание постепенно усложняется, и воспитатель называет номера поз в обратном порядке, в разброс, ускоряет темп, принимать определенную позу по одному, двум и трем хлопкам.
Основная часть. «Рассматривание картин В.Поленова и И.Левитана «Золотая осень».
Психолог: Ребята, а что такое пословица?
Психолог: это фольклорный жанр устного народного творчества; отличается краткостью и ритмичностью; каждая пословица отражает какую-либо народную мудрость. Я сейчас вам прочитаю 3 пословицы, а вы попробуйте мне их объяснить:
Осенью и воробей богат.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
С сентября огонь в поле и в избе.
Психолог вместе с детьми объясняют смысл пословиц.
На доске выставляются репродукции картин В.Поленова и И.Левитана «Золотая осень», читает отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Звучит музыкальная композиция П.И. Чайковского «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года». Психолог читает отрывок из рассказа И.Соколова-Микитова «Осень в лесу»:
«Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень…Чист и прозрачен воздух. Далеко слышну звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни летает над землей, садится на лицо липкая паутина».
Психолог: как вы думаете, какие названия дали художники своим картинам? Давайте рассмотрим пейзаж Исаака Левитана. Что вы видите на картине? (Прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен).
Психолог: Какие деревья на картине? (Трепетные осины, золотые, багряные березы). Какие небо и река? Какие настроение охватывает вас, когда вы смотрите на эту картину?
Вниманию детей предлагается репродукция картины В.Поленова.
Психолог: О чем картина Василия Поленова? Что изобразил художник? Опишите перелески, привольно раскинувшиеся по высокому берегу Оки. Какая река Ока на картине, какое небо? Какое впечатление производит картина Поленова? Какие чувства пробуждает? Давайте сравним эти осенние пейзажи. Чем они похожи, а чем различаются? Расскажите об этом.
Психолог дает свой рассказ на тему картин: Два великих русских художника – В.Поленов и И.Левитан, кажется, вместе любовались «пышным природы увяданьем» в чудесный осенний день. Они изобразили лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» («в багрец и золото одетые леса…»), и нашли выразительное многоцветье красок для описания перелстной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачные воды рек и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущих рек еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реках, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На обеих картинах запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к долгому зимнему сну. И только яркая изумрудная зелень озимого поля вдали на картине И.Левитана и могучий зеленый дуб-великан на картине В.Поленова говорят нам о том, что после морозной, снежной зимы придет весна, и земля пробудится к новой жизни.
Рефлексия: Что больше всего понравилось в занятии? И т.д. Дети вспоминают ход занятия, рассказывают, делятся впечатлениями.
Упражнение «Лицом к лицу».
Психолог: Повернулись лицом друг к другу, сказали комплимент: «Мне понравилось, как ты сегодня…».
Релаксация. Игра «Доброе животное»
Психолог: мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох- шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.
Прощание. Упражнение «Колокол».
Психолог: На этом наше занятие заканчивается, всем – большое спасибо!