«Наблюдение за небом и тучами» в старшей группе.
Цель: познакомить с комплексом признаков, характеризующих осеннюю погоду.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Продолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе;
2. Раскрыть зависимость погоды от наличия туч на небе;
3. Учить отличать облака от туч;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность.
Материал и оборудование: конверт с загадками, целлофановые пакеты по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций с изображением осеннего пейзажа; наблюдение за облаками; за дождем; чтение художественной литературы на данную тему.
Ход наблюдения:
I Вводная часть:
- Ребята, я прочитала стихотворение, но не могу определить о каком времени года в нем говориться. Вы мне поможете угадать? (Да) Послушайте:
В октябре мокра погода,
Хмуриться дождем природа.
С каждым днем темней, темней,
Дождик капает с ветвей. (А. Фукалов)
II Основная часть:
- Ну что, угадали про какое время года говорится? (Про осень) Правильно. А как вы определили, что про осень? (Потому что говорится про осенний месяц октябрь, пасмурную погоду, про дождик). Дети, посмотрите вокруг, сейчас какое время года? (Осень) Да, наступила осень.
- Ребята, мудрая сова приготовила для нас какой-то конверт. (Воспитатель показывает на сову на участке) Посмотрим? (Дети с воспитателем открывают конверт)
- В конверте есть загадка. Прочитаем? (Да)
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой (тучи)
- Дети, где мы можем увидеть тучи? (В небе). Давайте посмотрим на небо и скажем, какая сегодня погода: пасмурная или солнечная? (Пасмурная). Почему пасмурная? (Потому что солнце не светит, небо затянуто тучами). Тучи какие? (Темно-синие, серые) Кажется, что они тяжелые, да? Заволокли все небо. Когда тучи становятся очень хмурыми, что может произойти? (Может пойти дождь)
- Дети, посмотрите в конверте еще одна загадка:
В синем небе, как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их … (облака).
-Правильно, ребята, угадали. Это облака. Когда светило солнышко, мы с вами видели облака. Кто помнит, облака какие? (Белые, легкие, пушистые) Чем же они отличаются от туч? (Облако белое, а туча синяя; тучи дождевые, а облака – нет; облака кажутся более легкими, чем тучи).
- Дети, как вы думаете, кто помогает облакам и тучам передвигаться по небу? (Ветер). Правильно, ветер. Мы его не можем увидеть и потрогать. Но я знаю, как его поймать. Хотите покажу? (Да). (Воспитатель раздает детям пакеты, они набирают в них воздух и зажимают пакет кулачком). Ребята, что у нас в пакетах? (Воздух). Вы его не видите, но пакеты у вас полные. Воздух какой? (Прозрачный). Молодцы.
III Заключительная часть: Подведение итога и оценка.