МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Конспект НОД по экологии "Кто заботится о птицах?"

19 января 2022 г.

Конспект занятия по экологии  в средней группе

«Кто заботиться о птицах».

(занятие приурочено к акции "Покормим птиц зимой", проводимое в средней группе)

Цель: формирование и уточнение представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Задачи:

Образовательные:

расширять знания детей о жизни птиц в зимний период, об их внешнем виде, о питании;

- формировать понятие зимующие птицы;

- формировать знания об общих признаках внешнего вида (клюв, крылья, перьевой покров)

Развивающие:

-  совершенствовать умение слушать, анализировать и отгадывать описательные загадки;

- развивать познавательный интерес;

-развивать умение находить сходство и отличие птиц, наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера;

- совершенствовать двигательную активность;

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время

Образовательные области: познавательное , физическое, социально- коммуникативное развитие.

Оборудование: репродукция картины зимнего пейзажа для рассматривания, карточки с изображением зимующих птиц, рисунок зимнего дерева, иллюстрация корма, набор корма для птиц,  2 плоских тарелочек, разноцветные кубики, конфеты, 2 картошки, 2 мандарина, маска кота.

Ход занятия.

Вводная часть.

Организационный момент.

Игра психологической направленности «Приветствие»

Воспитатель: 

Здравствуй, солнце золотое!                         Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое!                             по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок!                       с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок!                      похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю -                             кончиками, начиная с больших

                                                                          пальцев.

Всех мы вас приветствуем!                           Переплетают пальцы замочком

                                                                          и поднимают руки над головой.

Мотивационная часть

Воспитатель: Ребята,  сегодня художник принес в детский сад свою картину.  Но чтобы ее рассмотреть , нам нужны бинокли. Дети формируют из кистей рук бинокли. Представьте, что  это бинокли. Внимательно рассмотрим картину.

Игровой прием: «Кто самый внимательный»

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: (по очереди называют объекты, изображенные на картине)

Воспитатель: Очень хорошо! Вот сколько всего интересного вы заметили.

Какое время года изобразил художник  на картине? 

Дети: зима.

Воспитатель: Давайте расскажем какая бывает зима?

Воспитатель: Молодцы! Как вы много знаете о зиме.

Воспитатель: За что вы любите зиму?

Дети: стало красиво кругом, земля покрыта пушистым снегом, можно кататься на санках, коньках, лыжах. Лепить снежную бабу, играть в снежки.

Физминутка.

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз, тронет руку, тронет нос.

значит надо не зевать, прыгать, бегать и скакать. (соответствующие движения)

Основная часть. 

Воспитатель:  Ребята, а кому совсем не радостно  зимой? Отгадайте загадку:

Из яйца я родилась

В перышках, пушистая

Подросла и поднялась

В небо сине-чистое

Два крыла и клюв стучится

Угадали? Это …(птица)

  Особенно им  трудно находить корм. Недаром говорится «Зима страшна не холодом, а голодом».  И поэтому  птицы приближаются к жилищам людей. Сегодня мы поговорим о птицах, которые остаются жить вместе с нами. Как называют  птиц, которые остаются зимовать с нами?

Дети: зимующие.

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.

1. Чик-чирик! К зернышку прыг. Клюй не робей, Кто же это? (воробей).
2. Красногудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (сорока). 5.Он в своей лесной палате Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит, постучит - и легче. (дятел)

 

Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, перья).
Воспитатель: Зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель: Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки) 
Воспитатель: Зачем птицам клюв? (есть, пить)

Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга? (голосом и окраской)
Воспитатель – Правильно, у снегиря какая грудка?(красная). А у синицы?(желтая).

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)

Мы во двор пошли гулять:

Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков)

Птичек крошками кормили. ("крошим" хлебушек)

С горки мы потом катались, (ведём ладошкой правой руки по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись. (переворачиваем ладошки одной и с другой стороны)

Все в снегу домой пришли, (оттряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, кладём руки под щёку)

Закрепление материала.

Воспитатель: Зима – очень трудное для птичек время года. Особенно если зима морозная и снежная. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм). И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, салом, ягодами рябины, семечками). 
Проблемно-поисковая деятельность.

Воспитатель:  У нас есть кормушка с птичками, и есть различные лакомства. Вам надо выбрать те продукты, которыми можно покормить птиц.

Дидактическая игра «Покормите птиц зимой»

(на столе разложены варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, картофель, мандарины)

 (дети выбирают стаканчики с нужным кормом и ставят в кормушку).

Обсуждение - итог игры(в чем правильный и в чём ошибочный вариант ответа)

Воспитатель: Вот какое угощение приготовили для птиц. Теперь птичкам легче  будет пережить холода.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

(З. Александрова «Новая столовая»).

Игра "Кот и воробышки"

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.

Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту.

Итог занятия.

Рефлексия: (все встают в круг)

Воспитатель: Ребята, о каких птицах мы с вами говорили  сегодня?

Дети: О зимующих.

Воспитатель: А кто заботится зимой о птицах?

Дети: Люди.

Воспитатель: А как и чем они помогают птицам?

Дети: Делают кормушки и сыплют корм: семечки, крошки хлеба, пшено, сало.

Воспитатель: Правильно. На это занятие закончено. Скажем друг другу "Спасибо за занятие. Доброго дня!"