Тема занятия: «Интерьер».
Цель:
- Дать детям представление устройства внутреннего плана коми – зырянской избы.
Задачи:
- Ввести детей в увлекательный мир декоративно – прикладного искусства и показать красоту труда человека, преобразующего предметный мир.
- Учить, детей эмоционально откликаться, на красоту и видеть черты национального своеобразия в предметах быта.
- Ориентировать детей, чтобы не растерять, а умножить в национальной культуре то ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано в течение многих веков и что является частью общечеловеческой культуры.
- Научить изображать печку.
- Воспитывать у детей любовь к малой родине.
Оборудование: Кукла - Анна тьӧт, альбомный лист, карандаши.
Ход занятия:
На пороге коми уголка детей встречает Анна тьӧт.
Анна тьӧт: - Добрый день, дети. (бур лун, челядь)
- Приглашаю вас к себе в гости. (Кора пыравлίны ме дίнӧ гӧститны)
Дети заходят внутрь .
Анна тьӧт: - Присаживайтесь на лавочки. (Пуксялӧй лабич вылӧ)
- А вы любите загадки? (Тί радейтанныд нӧдкывъяс?)
Ответы детей.
- Загадки:
1. В каждой избе Кузьма. (длинная лавка) и Кондрат (короткая лавка)
Быд керкаын Кузьма. (кузь лабыч) да Кондрат (дженьыдик лабич)
- Мы с вами сейчас на нем сидим. (Ми тίянкӧд пукалам лабич вылас)
2. Четыре брата живут под одной крышей. (Стол)
Нёль вок олӧны ӧти крыша улын. (Пызан)
- Перед вами стоит. (Тίян водзын сулалӧ)
3.На день по разу ест. (печь)
Луннас ӧтчыд сёйӧ. (пач)
Анна тьӧт показывает на печь.
- Много места в избе занимала печка. Печка стояла направо или налево от вход (у задней стены) и обращена устьем к передней стене избы.
- Уна места босьтӧ керка пытшкас пач. Пач сулавлίс веськыд или шуйга бокас пыран ӧдзӧссянь и вӧлί видзӧдӧ керкалӧн водз стенас.
- Возле печки был вход в погреб. (Анна тьӧт показывает на дверь в погреб.)
- Пач дорас вочлίсны ӧдзӧс, кытί пыравлίсны гӧбӧчӧ.
- На верху входа в погреб устраивали лежанку, где люди могли спать. Дети очень любили играть там, так как там было тепло и не жарко.
- Гӧбӧч вылас важ йӧз узьлίсны. Челядь ёна радейтлίсны тан ворсны, мыйла гӧбӧч вылын эз вӧв ни жар, ни кӧдзыд.
- С другой стороны печи наверху, делали полати. Здесь ночью спали, а днём поднимали разные вещи, чтобы не мешались на полу.
- Мӧдар бокас пачсянис вӧчлίсны пӧлать, джоджсянис сίвывнаӧ, медым мортыс улίас сувтсӧн вермис ветлίны. Войнас пӧлать вылын узьлίсны, а луннас пуктавлίсны кӧлуй, мэдым эз мешайтчы джоджын.
- Красный угол находился против входа по диагонали от печки.
- Енув пелес вӧчлίсны паныд ӧдзӧслы, накӧсӧн пачлы.
- Около кровати на длинном шесте, прикрепленном к потолку, качалась деревянная колыбель – люлька.
- Крӧвать дорас ӧшӧлίс потан, кодί вӧлί крепитӧма йиркас кузь бедь вылӧ.
- Рукомойник – медный котелок с носиком помещался около печки. Под нею ставили лохань или таз, вставленный в железный обруч, прикрепленный к печке.
- Мыссян доз ӧшӧдлίсны пач бокас. Улысас пуктывлίсны лӧкань – таз, кодӧс вӧлί пуктӧма кӧрт асыкӧн и крепытӧма пач бердӧ.
- Дети, что вам больше всего понравилось в интерьере избы?
- Челядь, мый тίянлы медъёна кажитчыс керка пытшсьыс?
(Ответы детей) Детям дается возможность потрогать руками всё то, что их заинтересовало.
- А сейчас вы пойдете в свою группу и нарисуйте печку, а в следующий раз, когда вы придете в гости, покажете, как у кого получилось.
- Ме тίянлы сета листъяс, кытчӧ тί серпасаланныд пач. А кор тί мӧдысь локтанныд гӧститны, меным петкӧдланныд, кодлӧн кыдзи артмис.
Анна тьӧт всем дает листы, где нарисована схема интерьера.
- Аддзысьлытӧдз.