Тема занятия: «Интерьер».
Цель:
- Дать детям представление о детской люльке и полках «красного угла» в интерьере избы.
Задачи:
- Ввести детей в увлекательный мир декоративно – прикладного искусства и показать красоту труда человека, преобразующего предметный мир.
- Учить, детей эмоционально откликаться, на красоту и видеть черты национального своеобразия в предметах быта.
- Ориентировать детей, чтобы не растерять, а умножить в национальной культуре то ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано в течение многих веков и что является частью общечеловеческой культуры.
- Научить лепить из пластилина люльку.
- Воспитывать у детей любовь к малой родине.
Оборудование: Кукла - Анна тьӧт, дощечки, пластилин.
Ход занятия.
На пороге коми уголка детей встречает Анна тьӧт.
Анна тьӧт: - Добрый день, дети. (бур лун, челядь)
- Приглашаю вас к себе в гости. (Кора пыравлίны ме дίнӧ гӧститны)
Дети заходят внутрь .
Анна тьӧт: - Присаживайтесь на лавочки. (Пуксялӧй лабич вылӧ)
- Я сегодня хочу рассказать вам о красном уголке в интерьере крестьянской избы. О том, как оформлялся касный угол.
- Ме талун кӧсъя висьтавны енув пельӧс йылысь и кыдзи важ йӧз мичмӧдлίсны сίйӧс.
Анна тьӧт показывает детям на стол и полку на стене, где расположены иконы.
Анна тьӧт петкӧдлӧ челядьлы места, кӧнί сулалӧ пызан да пелесас джадж енъясӧн.
- Угол, где висели иконы, и стоял стол назывался «Божий красный угол». Перед иконами висела лампа и была укреплена полка.
- Пелесас, кӧн ӧшалίсны енъяс и сулалίс пызан, коми йӧз шулίсны «Енлӧн гӧрд пелесӧн».
- Посмотрите, что вы видите там? (Ответы детей)
- Видзӧдлӧй, челядь, мый тί аддзанныд сэтысь?
- Перед иконами висела лампада и была укреплена полочка. Где лежали крашеные яйца, верба, иногда щучья челюсть, которая, по народному поверью, предохраняла от сглаза и нечистой силы.
- Ен водзас öшöдлίсны лампада и вöлί стенбердас тувъялöма джадж. Джадж вылас пуктавлίсны краситöм чипан колькъяс, берба баля, мукöд дырйи сир юр, кодί видзлίс ёрöмысь да лёк вöчöмысь.
- Иногда над столом с потолка спускались украшения из соломы в виде многогранной геометрической фигуры, убранной бумажными цветами и разноцветными лоскутками. А так же крылья птиц: селезня и глухаря.
- Мукöд дырйи пузан весьтас йиркас öшöдöмöн нюжöдлίсны идзас вылын пысалöм бумагаысь вöчöм дзоридзъяс да дöра торъяс. А сίдз жö мичмöдлίсны тар бöжöн да энь утка бöжöн.
- Два раза в год, на Рождество и на Пасху, тщательно мыли не только полы, но и потолки и стены.
- Кыкысь вонас, Рöштво до Ыджыд лун дырйи, мичаа мыськавлίсны быдлатί: Йиркъяс, джоджяс, стенъяс.
- Для поддержания чистоты каждую субботу полы тщательно мыли, или, как говорили «стирали», что, наверное, более точно. Для этого из золы заваривали щелок, смешивали его с песком и полученной смесью при помощи голика (веника без листьев) терли половицы. Вымытый пол до полного высыхания застилали свежей соломой или «припоном» – грубым полотнищем, сшитым из трех кусков ткани, сотканной из льняных очесов. Чтобы полы меньше пачкались, рабочую обувь крестьяне снимали в сенях или у дверей, при входе, в избе надевали валенки, если таковые имелись.
- Медыв вöлί кыпыдöн керка пытшкöс быд субöтаö мыськалίсны, ниртίсны гöликöн джоджъяс. Та вылö водзвыв лöсьöдлίсны кунва, öтлавлίсны лывакöд. Медым бура косьмыс джоджыс сί вылö вольсавлίсны кос турун или кыöм шабдίысь кыз эшкын. Медым джоджыс эз няйтчы. Кöмъяссö пöрччывлίсны порог дорас да пасьтавлίсны гын кöм.
- Уют и красота жилых помещений создавались с помощью удобного расположения внутренних частей интерьера и декоративного оформления их.
- Кыпыдлунсö да мичлунсö керка пытшкöсын вöчлίсны бура комната пытшкö мебель пукталöмöн да найöс мичаа петкöдлöмöн, лöсьöдöмöн.
- Повсеместно, почти в каждой избе, коми крестьянин испытывал потребность украсить своё жилище.
- Быдладоры, быд керкаын, коми йöзлöн вöлί коланлун мичмöдны ассьыс керка пытш.
- Поэтому он брался за инструмент и украшал несложной контурно-прорезной резьбой красный угол и другую мебель.
- Сы вöсна сίйö босьтчывлίс струмент дорö да мичмöдлίс кокньыд вундалöмöн вöчöм серöн гöрд енув пелес и мукöд мебель.
- Полки в красном углу нередко украшались резным изображением двух конских голов, направленных в разные стороны. Этот мотив у коми чрезвычайно древний и употреблялся на многих вещах.
- Джаджъясыс гöр енув пелесын тшöкыда мичмöдлίсны вундалöм серöн. кодί петкöдлίс кык вöв юр, кодъяс видзöдίсны öтарö – мöдарö. Тайö серыс комияслöн ёна важся и тайö сернас мичмöдлίсны и мукöд торъяс.
- С особой любовью украшались детские люльки. Они украшались росписью или с помощью несложной контурно-прорезной резьбой. Нередко вместо конских голов изображались фигуры птиц, ромб с крестом или один крест, иногда солярный круг (розетка, круг с одной или несколькими пересекающимися линиями).
- Ёна тöждысьöмöн мичмöдлίсны кагалысь потанъяс. Потн мичмöдлίсны мича узорöн или вундалöмöн вöчöм серöн. Кага юр водзас серпасавлίсны лэбачöс или ромб крестöн, или прöстö крест, или кытш, кодпиын öти визь или уна вомöлавлан визьяс.
- Дети, что вам больше всего понравилась в рассказанном? (Ответы детей)
- Челядь, мый тίянлы медъёна воис сьöлöм вылад висьталöмсьыс?
- Я хочу, чтобы вы в своей группе из пластилина сделали детскую люльку.
- Ме кöсъя, медым тί вöччинныд кагалысь потан, кор мунанныд асланыд группааныд.
- Аддзысьлытӧдз.
Литература:
- Коми Республиканский институт усовершенствования учителей «Детям о культуре народа Коми» часть 1. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством Коми. (методические рекомендации) Сыктывкар 1994 г.