МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Конспект НОД по познавательному развитию "Красный угол. Люлька"

4 апреля 2022 г.

Тема занятия: «Интерьер».

Цель:

  • Дать детям представление о детской люльке и полках «красного угла» в интерьере избы.

Задачи:

  • Ввести детей в увлекательный мир декоративно – прикладного искусства и показать красоту труда человека, преобразующего предметный мир.
  • Учить, детей эмоционально откликаться, на красоту и видеть черты национального своеобразия в предметах быта.
  • Ориентировать детей, чтобы не растерять, а умножить в национальной культуре то ценное, своеобразное, рациональное, что было выработано в течение многих веков и что является частью общечеловеческой культуры.
  • Научить лепить из пластилина люльку.
  • Воспитывать у детей любовь к малой родине.

Оборудование:  Кукла  - Анна тьӧт, дощечки, пластилин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

На пороге коми уголка детей встречает Анна тьӧт.

Анна тьӧт: - Добрый день, дети.  (бур лун, челядь)

- Приглашаю вас к себе в гости.  (Кора пыравлίны ме дίнӧ гӧститны)

Дети заходят внутрь .

Анна тьӧт: - Присаживайтесь на лавочки.  (Пуксялӧй лабич вылӧ)

- Я сегодня хочу рассказать вам о красном уголке в интерьере крестьянской избы. О том, как оформлялся касный угол.

- Ме талун кӧсъя висьтавны енув пельӧс йылысь и кыдзи важ йӧз мичмӧдлсны сйӧс.

Анна тьӧт показывает детям на стол и полку на стене, где расположены иконы.

Анна тьӧт петкӧдлӧ челядьлы места, кӧн сулалӧ пызан да пелесас джадж енъясӧн.

- Угол, где висели иконы, и стоял стол назывался «Божий красный угол». Перед иконами висела лампа и была укреплена полка.

- Пелесас, кӧн ӧшалсны енъяс и сулалс пызан, коми йӧз шулсны «Енлӧн гӧрд пелесӧн».

- Посмотрите, что вы видите там?   (Ответы детей)

- Видзӧдлӧй, челядь, мый т аддзанныд сэтысь?

- Перед иконами висела лампада и была укреплена полочка. Где лежали крашеные яйца, верба, иногда щучья челюсть, которая, по народному поверью, предохраняла от сглаза и нечистой силы.

- Ен водзас öшöдлсны лампада и вöл стенбердас тувъялöма джадж. Джадж вылас пуктавлсны краситöм чипан колькъяс, берба баля, мукöд дырйи сир юр, код видзлс ёрöмысь да лёк вöчöмысь.

- Иногда над столом с потолка спускались украшения из соломы в виде многогранной геометрической фигуры, убранной бумажными цветами и разноцветными лоскутками. А так же крылья птиц: селезня и глухаря.

- Мукöд дырйи пузан весьтас йиркас öшöдöмöн нюжöдлсны идзас вылын пысалöм бумагаысь вöчöм дзоридзъяс да дöра торъяс. А сдз жö мичмöдлсны тар бöжöн да энь утка бöжöн.

- Два раза в год, на Рождество и на Пасху,            тщательно мыли не только полы, но и потолки и стены.

- Кыкысь вонас, Рöштво до Ыджыд лун дырйи, мичаа мыськавлсны быдлат: Йиркъяс, джоджяс, стенъяс.

- Для поддержания чистоты каждую субботу полы тщательно мыли, или, как говорили «стирали», что, наверное, более точно. Для этого из золы заваривали щелок, смешивали его с песком и полученной смесью при помощи голика (веника без листьев) терли половицы. Вымытый пол до полного высыхания застилали свежей соломой или «припоном» – грубым полотнищем, сшитым из трех кусков ткани, сотканной из льняных очесов. Чтобы полы меньше пачкались, рабочую обувь крестьяне снимали в сенях или у дверей, при входе, в избе надевали валенки, если таковые имелись.

- Медыв вöл кыпыдöн керка пытшкöс быд субöтаö мыськалсны, ниртсны гöликöн джоджъяс. Та вылö водзвыв лöсьöдлсны кунва, öтлавлсны лывакöд. Медым бура косьмыс джоджыс с вылö вольсавлсны кос турун или кыöм шабдысь кыз эшкын. Медым джоджыс эз няйтчы. Кöмъяссö пöрччывлсны порог дорас да пасьтавлсны гын кöм.

- Уют и красота жилых помещений создавались с помощью удобного расположения внутренних частей интерьера и декоративного оформления их.

- Кыпыдлунсö да мичлунсö керка пытшкöсын вöчлсны бура комната пытшкö мебель пукталöмöн да найöс мичаа петкöдлöмöн, лöсьöдöмöн.

- Повсеместно, почти в каждой избе, коми крестьянин испытывал потребность украсить своё жилище.

- Быдладоры, быд керкаын, коми йöзлöн вöл коланлун мичмöдны ассьыс керка пытш.

- Поэтому он брался за инструмент и украшал несложной контурно-прорезной резьбой красный угол и другую мебель.

-  Сы вöсна сйö босьтчывлс струмент дорö да мичмöдлс кокньыд вундалöмöн вöчöм серöн гöрд енув пелес и мукöд мебель.

- Полки в красном углу нередко украшались резным изображением двух конских голов, направленных в разные стороны. Этот мотив у коми чрезвычайно древний и употреблялся на многих вещах.

- Джаджъясыс гöр енув пелесын тшöкыда мичмöдлсны вундалöм серöн. код петкöдлс кык вöв юр, кодъяс видзöдсны öтарö – мöдарö. Тайö серыс комияслöн ёна важся и тайö сернас мичмöдлсны и мукöд торъяс.

- С особой любовью украшались детские люльки. Они украшались росписью или с помощью несложной контурно-прорезной резьбой. Нередко вместо конских голов изображались фигуры птиц, ромб с крестом или один крест, иногда солярный круг (розетка, круг с одной или несколькими пересекающимися линиями).

- Ёна тöждысьöмöн мичмöдлсны кагалысь потанъяс. Потн мичмöдлсны мича узорöн или вундалöмöн вöчöм серöн. Кага юр водзас серпасавлсны лэбачöс или ромб крестöн, или прöстö крест, или кытш, кодпиын öти визь или уна вомöлавлан визьяс.

- Дети, что вам больше всего понравилась в рассказанном?   (Ответы детей)

- Челядь, мый тянлы медъёна воис сьöлöм вылад висьталöмсьыс?

- Я хочу, чтобы вы в своей группе из пластилина сделали детскую люльку.

- Ме кöсъя, медым т вöччинныд кагалысь потан, кор мунанныд асланыд группааныд.

- Аддзысьлытӧдз.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  • Коми Республиканский институт усовершенствования учителей «Детям о культуре народа Коми» часть 1. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством Коми. (методические рекомендации) Сыктывкар 1994 г.