МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Конспект наблюдения в старшей группе "Речка, реченька, река"

16 мая 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с.Помоздино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект наблюдения в старшей группе

Методическая разработка

Тема: «Речка, реченька, река».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Егорова Вера Васильевна,

воспитатель

 

 

 

 

 

с.Помоздино

 

Автор-составитель: Егорова Вера Васильевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №2» с.Помоздино.

Конспект наблюдения в старшей группе за рекой.

Тема: «Речка, реченька, река»

Возраст: 5-6 лет

 Цели: Совершенствование представлений об водном мире Республики Коми;

Образовательные:

  1. Формировать понятия о возникновения реки, её истоках;
  2. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды;
  3. Расширять и активизировать словарь детей;
  4. Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Предшествующая работа: экскурсии на реку Вычегда и Помос в разное время года, беседа о реке, рисование на тему река, рисование на камнях, загадывание загадок о реке, чтение рассказов о реке и её обитателях, рассматривание иллюстраций разных видов рек, фотографии на реке.

Методы и приемы: рассказ, беседа, художественное слово, наблюдение.

Ход.

Воспитатель: Ребята, угадайте, куда мы сегодня пойдем? Отгадать вам поможет загадка:

В неё льётся, из неё льётся, 

Сама по земе плетётся. 

Ответы детей (река).

Воспитатель: Что было с рекой зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрим, как река выглядит весной.

Идут к реке.

Наблюдение за рекой.

Воспитатель: Какие признаки весны на реке вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: почему река вышла из берегов?

Ответы детей.

Воспитатель: Что случилось с окружающими речку деревьями, травой, песком?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним лето. Все мы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и, конечно же, купались в речке. Что вы делали на реке вместе с родителями?

Дети: Играли, загорали, купались.

Воспитатель: Брали ли вы с собой еду, бумагу? Куда потом все это положили?

Ответы детей

Воспитатель: Как сделать так, чтобы речка оставалась чистой?

Ответы детей (Нельзя кидать в речку палки, бумагу, мусор, мыть машину).

Воспитатель: А вы знаете, откуда начинается река, где её начало?

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

(И.А.Бунин).

Родник ещё называют ключом. Река может начинаться и из болота, и из озера. Вода, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они в свою очередь, соединяются, стекаются, и получается река.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, вода в реке течет, или стоит на месте?

Дети: Вода в реке течет.

Воспитатель: Да правильно. А раз реки – большие и маленькие – бегут, значит, они должны, в конце концов, куда – нибудь прибежать?

Ответы детей: Маленькие речки бегут к большим рекам, сливаются с ними, большие тоже бегут и, в конце концов, попадают в море, озеро или океан.

Воспитатель: Куда впадает наша речка Вычегда?

Ответы детей: Наша речка Вычегда впадает в Северную Двину, которая впадает в Двинскую губу Белого моря.

Воспитатель: А в озёрах вода бежит?

Дети: В озёрах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит.

Воспитатель: Да. Поэтому речка может прибежать к озеру, а вот озеро к речке – никогда.

Воспитатель: По каким признакам можно определить движение реки?

Ответы детей (Можно пустить кораблик и в какую сторону он поплывет в ту сторону и течёт река).

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какого цвета бывает вода в разную погоду (дождливую, солнечную).

Ответы детей (В дождливую – серая, а в солнечную – голубая).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, в реке кто-нибудь живёт?

Ответы детей (В реке живут рыбы).

Воспитатель: Да. Для чего рыбам такая форма туловища?

Ответы детей (Рыбам очень удобно плавать – у них нет ни рук, ни ног. Вода как бы обтекает их туловище, а хвост и плавники помогают плыть).

Воспитатель: Могут ли рыбы жить без воды?

Ответы детей (Без воды рыбы жить не могут, они очень быстро погибают).

Воспитатель: В нашей реке живут: щука, окунь, налим, карась, хариус и т.д.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, человеку нужна вода?

Ответы детей (Мы не можем прожить без воды).

Воспитатель: а откуда человек берет воду?

Ответы детей (Вода – это и озеро, и реки, и океаны, и моря).

Воспитатель: Да, правильно, вода – это озеро, и реки, и океаны.

Кажется, что воды на Земле очень много, её должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Значит, воду в реке нужно беречь и охранять.