Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» с.Помоздино
Конспект наблюдения в старшей группе
Методическая разработка
Тема: «Речка, реченька, река».
Автор-составитель:
Егорова Вера Васильевна,
воспитатель
с.Помоздино
Автор-составитель: Егорова Вера Васильевна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №2» с.Помоздино.
Конспект наблюдения в старшей группе за рекой.
Тема: «Речка, реченька, река»
Возраст: 5-6 лет
Цели: Совершенствование представлений об водном мире Республики Коми;
Образовательные:
- Формировать понятия о возникновения реки, её истоках;
- Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды;
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения.
Развивающие:
- Развивать умение детей сравнивать и анализировать.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Предшествующая работа: экскурсии на реку Вычегда и Помос в разное время года, беседа о реке, рисование на тему река, рисование на камнях, загадывание загадок о реке, чтение рассказов о реке и её обитателях, рассматривание иллюстраций разных видов рек, фотографии на реке.
Методы и приемы: рассказ, беседа, художественное слово, наблюдение.
Ход.
Воспитатель: Ребята, угадайте, куда мы сегодня пойдем? Отгадать вам поможет загадка:
В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земе плетётся.
Ответы детей (река).
Воспитатель: Что было с рекой зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрим, как река выглядит весной.
Идут к реке.
Наблюдение за рекой.
Воспитатель: Какие признаки весны на реке вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: почему река вышла из берегов?
Ответы детей.
Воспитатель: Что случилось с окружающими речку деревьями, травой, песком?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним лето. Все мы отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и, конечно же, купались в речке. Что вы делали на реке вместе с родителями?
Дети: Играли, загорали, купались.
Воспитатель: Брали ли вы с собой еду, бумагу? Куда потом все это положили?
Ответы детей
Воспитатель: Как сделать так, чтобы речка оставалась чистой?
Ответы детей (Нельзя кидать в речку палки, бумагу, мусор, мыть машину).
Воспитатель: А вы знаете, откуда начинается река, где её начало?
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
(И.А.Бунин).
Родник ещё называют ключом. Река может начинаться и из болота, и из озера. Вода, вытекающая из них, собирается в ручьи. А они в свою очередь, соединяются, стекаются, и получается река.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, вода в реке течет, или стоит на месте?
Дети: Вода в реке течет.
Воспитатель: Да правильно. А раз реки – большие и маленькие – бегут, значит, они должны, в конце концов, куда – нибудь прибежать?
Ответы детей: Маленькие речки бегут к большим рекам, сливаются с ними, большие тоже бегут и, в конце концов, попадают в море, озеро или океан.
Воспитатель: Куда впадает наша речка Вычегда?
Ответы детей: Наша речка Вычегда впадает в Северную Двину, которая впадает в Двинскую губу Белого моря.
Воспитатель: А в озёрах вода бежит?
Дети: В озёрах, прудах вода никуда не спешит, не бежит. Там вода стоит.
Воспитатель: Да. Поэтому речка может прибежать к озеру, а вот озеро к речке – никогда.
Воспитатель: По каким признакам можно определить движение реки?
Ответы детей (Можно пустить кораблик и в какую сторону он поплывет в ту сторону и течёт река).
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, какого цвета бывает вода в разную погоду (дождливую, солнечную).
Ответы детей (В дождливую – серая, а в солнечную – голубая).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, в реке кто-нибудь живёт?
Ответы детей (В реке живут рыбы).
Воспитатель: Да. Для чего рыбам такая форма туловища?
Ответы детей (Рыбам очень удобно плавать – у них нет ни рук, ни ног. Вода как бы обтекает их туловище, а хвост и плавники помогают плыть).
Воспитатель: Могут ли рыбы жить без воды?
Ответы детей (Без воды рыбы жить не могут, они очень быстро погибают).
Воспитатель: В нашей реке живут: щука, окунь, налим, карась, хариус и т.д.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, человеку нужна вода?
Ответы детей (Мы не можем прожить без воды).
Воспитатель: а откуда человек берет воду?
Ответы детей (Вода – это и озеро, и реки, и океаны, и моря).
Воспитатель: Да, правильно, вода – это озеро, и реки, и океаны.
Кажется, что воды на Земле очень много, её должно хватать всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Значит, воду в реке нужно беречь и охранять.