Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» с.Помоздино
Конспект по художественно-эстетической деятельности для детей старшей группы
Тема: «Филимоновские олени»
Выполнила:
Байвалюк. И.Д
с.Помоздино
Художественно-эстетическая деятельность
Тема: «Филимоновские олени»
Цель: Помочь детям освоить элементы филимоновской росписи: «полоски», «елочки», «колеса». Научить анализировать символику росписи, правильно использовать основные цвета промысла.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать в детях интерес и любовь к народному промыслу, прививать уважение к труду народных умельцев, дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами
Образовательные: Продолжать знакомить с народными промыслами России – познакомить с филимоновской игрушкой, продолжать пополнять знания в изучении русской культуры.
Развивающие: Способствовать развитию мелкой моторики, развить познавательную активность, воображения, развивать сенсорные эталоны: цвета, величины и формы, тактильной чувствительности, развивать чувство композиции и правильно его передать.
Материалы и оборудование:
трафареты оленей, акварель, кисти, простые карандаши, баночки с водой, бумага для рисования, клеенки и салфетки, образец «филимоновской росписи»
Предшествующая работа: знакомство с элементами росписи, роспись полоски, знакомство с историей «Филимоновская роспить»
Ход занятия:
- ребята, сегодня к нам в гости пришел милый расписной олененок, посмотрите какие у него красивые и яркие узоры, это называется «Филимоновская роспись». И я хочу вас познакомить с этой красивой русской росписью, а которая называется «Филимоновская роспись». Филимоновская роспись появилась очень давно, более 700 лет назад. Ремесленники из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области делали для детей игрушки. Игрушки были простые, барашки, свистульки. Чтобы они были нарядные, изделия расписывали. Этими росписями были просты кружочки, полукруг, полосочки. Но каждый орнамент нес свою символику. Кружочки были символами «солнца», земли и плодородия, воды.
- ребята, назовите с какими ремеслами вы уже знакомы? (ответы детей)
Семеновские матрешки, изделия из хохломы, посуда и фигурки из гжели, жостовские подносы, павловопосадские платки. Все эти изделия мастера расписали яркими красками и особенными узорами. А, так же, самые красивые изделия показывают на выставках. В нашем селе тоже есть традиция – показывать на выставке лучшие поделки детей детского сада.
Давайте мы с вами подумаем, что можем показать на весенней выставке? (дети говорят свои варианты)
Ребята, давайте мы с вами рассмотрим предметы Филимоновской росписи. Обратите внимание, какие они все яркие и красочные. Каждая работа умельцев передает настроение для нас с вами.
- Дети, вы запомнили что обозначают орнаменты филимоновской росписи.
(Дети) – полоски и треугольники обозначают символ земли.
- кружочки, символ солнца.
- разного вида полукруги, это символ воды.
- кто мне скажет, какие цвета красок использовали мастера (ответ детей). Красный, зеленый, желтый.
Сегодня, я предлагаю вам тоже побыть народными мастерами-художниками. Мы с вами сделаем свою мастерскую филимоновских игрушек. Я вам дам трафареты оленей, вы их переведете на свой лист бумаги. Затем выберете узор и цвет для росписи и оформления своих оленей. Готовые работы мы развесим на выставку. Но сначала мы подготовим наши пальчики и глазки, чтобы узоры под рукой получались более выразительными.
Пальчиковая гимнастика
Сделаем вид, будто наша ладонь это кисточка «обмакнули» ее в «краску».
Затем несколько раз проведем «кисточкой» по столу – к себе и от себя.
После этого еще раз «обмакнем наши кисти в краску» и повторим движения.
А теперь ребята, мы приступим к работе.
Выполняем задание. Берем простой карандаш и обводим трафарет оленя, затем берем наши кисточки обмакаем в красную краску и делаем полосочки на шее оленя, берем зеленый цвет и рисует кружочки на туловище оленя, синим цветом нарисуем точки на ногах, расписываем наши красочные фигуры яркими узорами. Кисточки после каждой краски хорошо промываем. Рисуем узоры и используем разные элементы. Рисуем тонкими линиями кончиком кисти. Работаем аккуратно. Заканчиваем нашу работу.
Физкультминутка
- Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись.
Ну-ка, распрямите плечи,
Поднимите, опустит.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на место побежали.
Рефлексия:
- Как называется игрушка, которую мы сегодня с вами рисовали?
- Почему ее называют филимоновской?
- Что в ней особенного?
- Какие цвета используют мастера?
- Какие новые элементы росписи вы запомнили?
Наши игрушки получились яркими и веселыми. Они будут поднимать всем настроение. Мы их повесим на нашу выставку.