Тема: Картотека коми подвижных игр.
Возраст: 5-7 лет.
Ворсӧм «Вӧр керка» (игра «Лесная избушка»)
Ход игры: Дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту (в первый раз показывает движения педагог)
Катша, катша, китш-котш, ( похлопать в ладоши)
Тури помечö корö, (показать руками подзывающие движения)
Ош керка лэптö, (из рук над головой показать крышу)
Кöин кер кыскалö, (показывают, как несут бревно на плече)
Сизь öшинь писькöдö, (постучать соединенными пальцами по полу)
Руч дöра кыö, (показывать движения работы с ткацким станком)
Кöч кöвдум пöжалö, (показать руками, как лепят пирожки)
Ур би видзö. (руки перед грудью и пошевелить пальцами).
Далее педагог называет строчку, которую показывать нельзя. Кто ошибается выбывает из игры.
Вермасьӧм «Налькъяс» (Эстафета «Ловушки»)
Материалы и оборудование: лопаты с длинной рукояткой (кой бедь – охотничья лопата), обручи среднего диаметра (60 см) 2 штуки (место для ловушки), обручи маленького диаметра (10-15 см) по количеству детей (нальк – ловушки).
Сюжет: Воспитатель объясняет детям, что охотники для того, чтобы поставить ловушки использовали специальную палку («кой бедь»). С одной стороны, она была острая (помогала легче передвигаться в трудных местах), с другой стороны была в форме лопаты (помогала поставить ловушки («налькъяс») для зверей и птиц. Охотник лопаткой делал ямку и ставил ловушку. Сам же находился на расстоянии, чтобы звери и птицы не могли почуять человеческий запах.
Ход игры: Дети делятся на 2 команды. По сигналу воспитателя берут лопатой обручи маленького диаметра и несут в обруч среднего диаметра.
Вермасьӧм «Кодi ӧдйӧджык лызьӧн»
(Эстафета «Кто быстрее на лыжах»)
Материалы и оборудование: Вместо лыж используются дощечки или толстого картона, ко дну «лыж» приклеивается войлок либо шкура. Доска 1,5 м и кирпичик из крупного строительного материала высота 5-10 см (сделать небольшую горку до ориентира (рис.1)
рис.1
Сюжет: Воспитатель рассказывает детям о том, что охотникам зимой нужны были специальные охотничьи лыжи, на которых прикреплялась специальная противоскользящая подкладка на нижнюю поверхность. Изготавливалась подкладка из голени животных (олень, лось, нерпа и т.д.). Такие лыжи позволяли легко подниматься в гору.
Ход игры: дети делятся на 2 команды. Задача детей пробежать по «горе» в лыжах, добежать до ориентира, вернуться к команде и передать эстафету следующему. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет испытание.
Вермасьӧм «Инмалысь лыйсьысь» (Эстафета «Меткий стрелок»)
Материалы и оборудование: обручи большого диаметра (90 см), мешочки с песком (150-200 гр.) по количеству детей.
Сюжет: Воспитатель рассказывает детям, что охотник должен быть метким, чтобы прийти к семье с добычей.
Ход игры: дети делятся на 2 команды. Каждый ребенок получает мешочек с песком. Задача каждого ребенка попасть в обруч. Побеждает та команда, которая попадет большее количество раз.
Вермасьöм «Кодi сюсьджыка чеччыштас норт вомöн» (Игра «Кто быстрее перепрыгнет сани»)
Материалы и оборудование: кубики из крупного строительного материала (дети строят из них сани («норт»).
Сюжет: Воспитатель рассказывает детям о том, что у охотника были специальные сани, в которых он нес добычу («норт»). Иногда добычи было слишком много и сани были тяжелые и так случалось, что под гору эти сани съезжали прямо на охотника. Чтобы увернуться и не покалечиться, ему необходимо было перепрыгнуть через них.
Ход игры: Задача детей пробежать до ориентира, перепрыгнуть через «норт», вернуться к команде и передать эстафету. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет испытание.
Ворсӧм «Кыйсьысь да байдöгъяс» (Игра «Охотник и куропатки»).
Материалы и оборудование: шнур 5 метров.
Сюжет: Воспитатель рассказывает о том, что раньше охотники для ловли птиц использовали силок («дзуг»), а для ловли рябчика петлю («сьӧла лэч»).
Ход игры: На полу из шнура изображается «силок». Внутри этого шнура стоит «охотник» (сначала может быть воспитатель). Дети (куропатки) стоят за шнуром. Начинают прыгать в «силок», а потом обратно. «Охотник» пытается поймать «куропаток». Он может поймать их только внутри «силок».