МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Конспект интегрированного занятия Тема: «Весеннее путешествие». (старшая группа)

22 марта 2023 г.

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие,  художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель:

  • Обобщить представления детей о весне и весенних явлениях.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи.
  • Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

Активизация словаря:

Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, весенние цветы, возвращаются перелетные птицы, появляется капель, набухают почки на деревьях, появляется зеленая трава и т.д.

Предварительная работа:

 Наблюдения на прогулке за весенними признаками; чтение рассказов о весне; разучивание  стихотворений  и загадок, рассматривание иллюстраций по теме; знакомство с пословицами и поговорками о весне.

Демонстрационный материал:

Карточки с признаками весны; фонограмма с песне «Пусть всегда будет солнце»;  веточка; картинки: трава, ручей, подснежник, гнездо, капель, облака, птицы, медведь.

 

 

 

 

 

Ход:

Дети сидят полукругом.

Воспитатель:  

- Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю я вам: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

- Дети, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Ответы детей.

- Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто это так тихо прошагал за окном:

- Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает. Когда это бывает?

Ответы детей.

- Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем сегодня о весне.

- Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется ...(весна). На чем мы можем отправиться в путешествие?
Дети: (ответы детей)

 - Я предлагаю вам ребята поехать на автобусе. Садитесь, пожалуйста, каждый на свои сидения. А пока мы едем, я расскажу вам об этой стране.
В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками.
- Мы приехали из нашего детского сада в страну чудесную – ……?
Дети: Весна!

- Правильно, ребята, весна.
Вот и первая остановка. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое название мы можем дать? Как назовём?

Дети: (ответы детей) - «Лесная».
Мы приехали в весенний лес. Пойдёмте в лесок, как тут красиво. А вы знаете, как нужно вести себя в лесу?

Дети: (ответы детей)

- Смотрите, здесь лежит сломанная веточка. Мы её возьмем, может она нам пригодится.

 - Мы с вами сейчас будем угадывать слова в конце предложения. Встанем кружок, кому я передам веточку. Тот и продолжит предложение.
Упражнение: «Продолжи предложение»

- Закончилась долгая, холодная… (зима);

- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);

- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);

- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);

- Появляются первые… (проталины);

- Бегут звонкие…(ручьи);

- С крыш домов капают… (сосульки);

- На деревьях набухают… (почки);

- С тёплых краёв прилетают… (птицы);

- Мы очень любим первые весенние… (цветы);

- Первые весенние цветы это… (подснежники);

- Весной на деревьях почки… (набухают);

- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);

- Ребята строят для скворцов… (скворечники);

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

- Хорошо на этой полянке, но нам пора отправляться, поехали дальше. Все сели. Поехали!

- А чтобы нам ехать было не скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и находить картинки к этим загадкам. Кто отгадает загадку, поднимает руку, выходит, берет картинку и показывает остальным. А дети проверяют, правильно отгадал или нет.

Дидактическая игра: «Отгадай загадки и найди картинку».

- Пробиваюсь я в апреле -

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковер,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

- В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (Ручей)

- Первым вылез из земли

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

- Здесь на ветке чей-то дом,

Не дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло

Дом такой зовут ...(Гнездо)

- Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ……….(Капель)

- Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата —

К нам плывут издалека

В синем небе... (Облака)

- Гнездышко из веток —

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (Птенцы)

- Хозяин лесной

Просыпается весной …(Медведь)

- Пока мы отгадывали загадки, наш автобус остановился, посмотрите на картинку, какое название мы придумаем этой остановке?

Дети: (ответы детей)

- Перед нами поляна. Здесь живут очень добрые жители.

- Встанем кружочек и поиграем.
Дети становятся в круг.

- Я буду бросать мяч и называть слова, а вы должны назвать это слово ласково.

- пень – пенек;
- солнце – солнышко;
- ветка – веточка;
- палка – палочка;
- лиса – лисичка;
- ручей – ручеёк;

- птица – птичка;

- заяц – зайчонок;

- пень – пенёк;

- гнездо – гнёздышко;

- цветок – цветочек;

- лист – листочек;

- ёлка – ёлочка;

- берёза – берёзонька;

- трава – травушка;

- лёд – ледок.

- Как мы весело провели с вами время на этой остановке. Пора ехать дальше. - Садитесь на свои места. А чтобы время пролетело быстро, мы поговорим о весенних приметах.

- Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы?

Дети: (ответы детей).
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Апрель с водою — май с травою.
Апрельский цветок ломает снежок.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май холодный — не будешь голодный.
Май холодный — год хлебородный.

- А вот и наш автобус остановился, посмотрите на картину и дайте название этой остановке.

Дети: (ответы детей) цветочная.

- Назовите первые цветы, которые появляются весной?

Ответы детей на русском и на коми языках.

- Сколько весенних месяцев? Назовите их?

Ответы детей на русском и на коми языках.

- А сейчас, ребята, поиграем в игру «веснянка», становитесь в круг.
Игра «веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).
- Смотрите, мешочек лежит. Интересно, что же в нем? Карточки. Возьмите по одной. Давайте  расскажем, что происходит весной. А предложение вы будете начинать со слов « Весной…!

Весной тает снег, и появляются лужи.

Весной тает снег, и бегут ручьи.

Весной появляются проталины.

Весной появляется зеленая трава.

Весной появляются насекомые.

Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

Весной появляются первые весенние цветы. и т.д.

- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус и поехали! А чтобы нам было веселее, мы с вами поиграем.

«Игра на сообразительность». 

Читает, дети отвечают:

- сколько ушей у 2 мышей,

- сколько хвостов у 3 котов,

- какой день недели после вторника,

- сколько выходных в неделе,

- сколько животиков у 6 бегемотов,

- какой день недели перед пятницей,

- спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром).

- солнце светит днем, а луна …. (ночью).

-ужинаем мы вечером, а обедаем.... (днем).

- Вот мы и приехали в ваш детский сад.

- Посмотрите, что - то лежит на столах.

Дети: (ответы детей) бумага, гуашь в тарелках.

 - Три цвета гуаши, выберите, какой вам больше нравится, и встаньте вокруг этого стола. Давайте развернем бумагу и посмотрим. Что нарисовано.

Дети: (ответы детей)

 Разворачивает плакат. Там нарисовано солнце.

Воспитатель: Солнце не только символ тепла, но и символ мира! Наши ладошки всегда тянутся к солнцу, к миру! Давайте мы сейчас наши ладошки опустим в краску! Сделаем на плакате отпечатки ладошек, что бы показать, как мы тянемся к солнцу, миру, добру!

- Опускаем сомкнутыми пальцами ладошки в краску, а когда будем наносить ладошки на листе вокруг круга, пальцы  раскрываем. Как вы поставите свой отпечаток на листе, берем салфетку и вытираем руку.

Включается аудиозапись: пионерская песня « Пусть всегда будет солнце...»

Дети (по очереди в начале девочки, затем мальчики) подходят к столу, где стоят, подготовленные заранее, тарелки с краской, опускают ладонь и ставят отпечаток на плакате, вокруг солнца.

Воспитатель: Ребята, вам нравиться ваше солнце? Молодцы все постарались!  Вы меня порадовали  тем,  что ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия.                                                                                  - Ребята, а где мы сегодня побывали с вами?                                                            - А что вам больше всего понравилось?

- У вас на столах лежат полоски разных цветов: красный, зеленый, синий. Вам нужно выбрать один из цветов и поднять, показать. Красный - вам путешествие очень понравилось и всеми заданиями вы справились. Зеленый – вам путешествие понравилось, но не всеми заданиями справились. Синее – вам путешествие не понравилось, и вам было трудно выполнять задания.

Ответы детей.

- А, теперь все дружно идем мыть руки с мылом!

Используемая литература:

1. М.А. Васильева, В.В. Гербова «Программа воспитания и обучения в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва 2006 г;

2. Е.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;

3. Свободные ресурсы интернета.