Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель:
- Обобщить представления детей о весне и весенних явлениях.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе.
Развивающие задачи:
- Развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи.
- Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)
- Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.
Активизация словаря:
Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, весенние цветы, возвращаются перелетные птицы, появляется капель, набухают почки на деревьях, появляется зеленая трава и т.д.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками; чтение рассказов о весне; разучивание стихотворений и загадок, рассматривание иллюстраций по теме; знакомство с пословицами и поговорками о весне.
Демонстрационный материал:
Карточки с признаками весны; фонограмма с песне «Пусть всегда будет солнце»; веточка; картинки: трава, ручей, подснежник, гнездо, капель, облака, птицы, медведь.
Ход:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
- Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю я вам: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Дети, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Ответы детей.
- Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто это так тихо прошагал за окном:
- Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает. Когда это бывает?
Ответы детей.
- Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем сегодня о весне.
- Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где происходят чудеса. Это страна называется ...(весна). На чем мы можем отправиться в путешествие?
Дети: (ответы детей)
- Я предлагаю вам ребята поехать на автобусе. Садитесь, пожалуйста, каждый на свои сидения. А пока мы едем, я расскажу вам об этой стране.
В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей, сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами: желтыми одуванчиками, синими подснежниками.
- Мы приехали из нашего детского сада в страну чудесную – ……?
Дети: Весна!
- Правильно, ребята, весна.
Вот и первая остановка. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какое название мы можем дать? Как назовём?
Дети: (ответы детей) - «Лесная».
Мы приехали в весенний лес. Пойдёмте в лесок, как тут красиво. А вы знаете, как нужно вести себя в лесу?
Дети: (ответы детей)
- Смотрите, здесь лежит сломанная веточка. Мы её возьмем, может она нам пригодится.
- Мы с вами сейчас будем угадывать слова в конце предложения. Встанем кружок, кому я передам веточку. Тот и продолжит предложение.
Упражнение: «Продолжи предложение»
- Закончилась долгая, холодная… (зима);
- Наступила тёплая, долгожданная… (весна);
- Всё ярче светит весеннее… (солнышко);
- Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…);
- Появляются первые… (проталины);
- Бегут звонкие…(ручьи);
- С крыш домов капают… (сосульки);
- На деревьях набухают… (почки);
- С тёплых краёв прилетают… (птицы);
- Мы очень любим первые весенние… (цветы);
- Первые весенние цветы это… (подснежники);
- Весной на деревьях почки… (набухают);
- Весной птицы вьют, строят, делают …(гнезда);
- Ребята строят для скворцов… (скворечники);
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Хорошо на этой полянке, но нам пора отправляться, поехали дальше. Все сели. Поехали!
- А чтобы нам ехать было не скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и находить картинки к этим загадкам. Кто отгадает загадку, поднимает руку, выходит, берет картинку и показывает остальным. А дети проверяют, правильно отгадал или нет.
Дидактическая игра: «Отгадай загадки и найди картинку».
- Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор (Трава)
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (Ручей)
- Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
- Здесь на ветке чей-то дом,
Не дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут ...(Гнездо)
- Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ……….(Капель)
- Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата —
К нам плывут издалека
В синем небе... (Облака)
- Гнездышко из веток —
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть... (Птенцы)
- Хозяин лесной
Просыпается весной …(Медведь)
- Пока мы отгадывали загадки, наш автобус остановился, посмотрите на картинку, какое название мы придумаем этой остановке?
Дети: (ответы детей)
- Перед нами поляна. Здесь живут очень добрые жители.
- Встанем кружочек и поиграем.
Дети становятся в круг.
- Я буду бросать мяч и называть слова, а вы должны назвать это слово ласково.
- пень – пенек;
- солнце – солнышко;
- ветка – веточка;
- палка – палочка;
- лиса – лисичка;
- ручей – ручеёк;
- птица – птичка;
- заяц – зайчонок;
- пень – пенёк;
- гнездо – гнёздышко;
- цветок – цветочек;
- лист – листочек;
- ёлка – ёлочка;
- берёза – берёзонька;
- трава – травушка;
- лёд – ледок.
- Как мы весело провели с вами время на этой остановке. Пора ехать дальше. - Садитесь на свои места. А чтобы время пролетело быстро, мы поговорим о весенних приметах.
- Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы?
Дети: (ответы детей).
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весенний дождь лишним не бывает.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Апрель с водою — май с травою.
Апрельский цветок ломает снежок.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май холодный — не будешь голодный.
Май холодный — год хлебородный.
- А вот и наш автобус остановился, посмотрите на картину и дайте название этой остановке.
Дети: (ответы детей) цветочная.
- Назовите первые цветы, которые появляются весной?
Ответы детей на русском и на коми языках.
- Сколько весенних месяцев? Назовите их?
Ответы детей на русском и на коми языках.
- А сейчас, ребята, поиграем в игру «веснянка», становитесь в круг.
Игра «веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу).
Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу).
Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте).
А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте).
А цветочки подрастают.
(дети медленно встают).
- Смотрите, мешочек лежит. Интересно, что же в нем? Карточки. Возьмите по одной. Давайте расскажем, что происходит весной. А предложение вы будете начинать со слов « Весной…!
Весной тает снег, и появляются лужи.
Весной тает снег, и бегут ручьи.
Весной появляются проталины.
Весной появляется зеленая трава.
Весной появляются насекомые.
Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
Весной появляются первые весенние цветы. и т.д.
- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус и поехали! А чтобы нам было веселее, мы с вами поиграем.
«Игра на сообразительность».
Читает, дети отвечают:
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника,
- сколько выходных в неделе,
- сколько животиков у 6 бегемотов,
- какой день недели перед пятницей,
- спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром).
- солнце светит днем, а луна …. (ночью).
-ужинаем мы вечером, а обедаем.... (днем).
- Вот мы и приехали в ваш детский сад.
- Посмотрите, что - то лежит на столах.
Дети: (ответы детей) бумага, гуашь в тарелках.
- Три цвета гуаши, выберите, какой вам больше нравится, и встаньте вокруг этого стола. Давайте развернем бумагу и посмотрим. Что нарисовано.
Дети: (ответы детей)
Разворачивает плакат. Там нарисовано солнце.
Воспитатель: Солнце не только символ тепла, но и символ мира! Наши ладошки всегда тянутся к солнцу, к миру! Давайте мы сейчас наши ладошки опустим в краску! Сделаем на плакате отпечатки ладошек, что бы показать, как мы тянемся к солнцу, миру, добру!
- Опускаем сомкнутыми пальцами ладошки в краску, а когда будем наносить ладошки на листе вокруг круга, пальцы раскрываем. Как вы поставите свой отпечаток на листе, берем салфетку и вытираем руку.
Включается аудиозапись: пионерская песня « Пусть всегда будет солнце...»
Дети (по очереди в начале девочки, затем мальчики) подходят к столу, где стоят, подготовленные заранее, тарелки с краской, опускают ладонь и ставят отпечаток на плакате, вокруг солнца.
Воспитатель: Ребята, вам нравиться ваше солнце? Молодцы все постарались! Вы меня порадовали тем, что ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. - Ребята, а где мы сегодня побывали с вами? - А что вам больше всего понравилось?
- У вас на столах лежат полоски разных цветов: красный, зеленый, синий. Вам нужно выбрать один из цветов и поднять, показать. Красный - вам путешествие очень понравилось и всеми заданиями вы справились. Зеленый – вам путешествие понравилось, но не всеми заданиями справились. Синее – вам путешествие не понравилось, и вам было трудно выполнять задания.
Ответы детей.
- А, теперь все дружно идем мыть руки с мылом!
Используемая литература:
1. М.А. Васильева, В.В. Гербова «Программа воспитания и обучения в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва 2006 г;
2. Е.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»;
3. Свободные ресурсы интернета.