Цель:
- формирование экологической культуры и уважительного отношения к миру природы.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» - развивать представление о разнообразии природного мира у детей.
ОО «Речевое развитие» - Учить выразительно рассказывать стихотворения, - Расширять словарный запас слов.
ОО «Художественно — эстетическое развитие» - Развивать умения через движения передавать музыкальные образы; - развивать песенное исполнительство детей;
ОО «Физическое развитие» - стимулировать детскую двигательную активность.
Оборудование: музыкальный центр; костюмы к инсценировкам; веночки; озеро; гнездо.
Действующие лица:
Взрослые: ведущий, лесная Фея.
Дети: русалочки, Химка, лесные звери и птицы.
Предварительная работа: заучивание стихов, песен, танце, инсценировок; НОД - Основы науки и естествознания; чтение рассказов, сказок, стихов о весне.
Оформление зала: Часть зала закрыта занавесом, на центральной части занавеса изображено большое солнце, по бокам деревья и птицы.
Ход мероприятия.
В празднично украшенном зале сидят дети. Звучит музыка. Входит Ведущая (воспитательница).
ВЕДУЩИЙ:
Ой-весна-красна пришла
И тепло нам принесла,
Солнце светит на дворе
И смеется детворе
Птицы скачут у окна
Здравствуй, солнце и весна!
Под музыку заходит Лесная Фея.
ЛЕСНАЯ ФЕЯ:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я, Фея лесная.
Я всех приглашаю сегодня в загадочный, сказочный лес.
Ведь леса, ребята, бояться не надо.
И он вам откроет немало чудес.
ВЕДУЩИЙ:
Здравствуй, Фея лесная. Спасибо тебе за приглашение. Ну что, ребята, отправимся с вами в чудесный, сказочный лес?.. (ответы детей) Тогда в дорогу…
ЛЕСНАЯ ФЕЯ:
Здравствуй, лес! Дремучий лес. Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой ночью темной, грозовой?
Что там шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи. Ты же видишь, мы свои.
Выходят дети, на головах венки различных деревьев.
БЕРЕЗА
Если б дали березе расческу
Изменила б береза прическу
В речку, как в зеркало глядя
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у нас в привычку
По утрам заплетать косичку
ЕЛЬ
Ели на опушке до небес макушки
Слушают, молчат смотрят на внучат.
А внучата – елочки, тонкие иголочки
У лесных ворот водят хоровод
РЯБИНА
Красненькую ягодку мне дала рябинка
Думала, что сладкая, а она с горчинкой
То ли эта ягодка просто не дозрела
То ль рябина хитрая подшутить хотела.
СОСНА
Сосны до неба хотят дорасти
Небо ветвями хотят подмести
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода
ОСИНА
Зябнет осинка, дрожит на ветру
Стынет на солнышке, зябнет в жару
Дайте осинке пальто и ботинки
Надо погреться бедной осинке
ДУБ
Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый
Значит дуб выносливый, значит закаленный.
Дети исполняют песню………………………………………………………….
И садятся на свои места.
Лесная Фея: - А сейчас давайте повернемся вокруг себя один раз, закроем глаза ладошками и скажем: Покружусь, покружусь и в лесу окажусь…
- Здравствуй лес! На краю небес! Покажи нам хоть одно из своих чудес. Покажи, где зайцы спят, белок покажи. А потом, потом, потом сказку расскажи.
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
- Если я приду в лесок, И сорву ромашку? Нет. - Если съем я пирожок, И выброшу бумажку? Нет. - Если хлебушка кусок. На пеньке оставлю? Да. - Если ветку подвяжу, Колышек поставлю? Да. - Если разведу костер, А тушить не буду? Нет. - Если сильно насорю, И убрать забуду? Нет. - Если мусор уберу, Банку закопаю? Да. - Я люблю свою природу. Я ей помогаю! Да.
- Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Звучит музыка, выбегает Синичка, на ветку кладет гнездо с птенцами,
Синичка летит и присаживается на пенек.
Волк: Аааа – Оооо. Помогите.
Синичка смотрит по сторонам. Невдалеке в овраге сидит волк.
Волк: А-а, О-о. Помогите.
Синичка: Кто – то попал в беду.
Синичка подлетает к оврагу, садится на краешек.
Синичка: Тин-тин-тин. Я, Синичка, Валентина, а ты кто?
Волк: Ааа, Ууу. Я Волк Гаврила – богатырская сила. Спаси меня птица – синица. Погибаю. По лесу бежал, под ноги не глядел, в овраг упал, ногу сломал. Третий день кричу, помощи прошу – никто не помогает.
Синичка: Эх, ты, Гаврила. Кто тебя серого не знает? Много от тебя лесным и дворовым обитателям беспокойства. Бросить тебя нельзя, помогу тебе, Гаврюша. Потерпи немножко.
Волк: Синичка, не оставляй меня, не улетай.
Синичка: Да как же Гаврюша не улетать? Я за помощью полечу, мне одной не справиться. Жди, я сию минутку.
Синичка летит и громко кричит.
Синичка: Звери малые и большие, птицы дневные и ночные. В лесу беда приключилась – волк Гаврила в овраг упал, ногу сломал, о помощи просит. Помогите!
Появляется Заяц.
Заяц: - Здравствуй, Синичка, что случилось?
Синичка: - Надо волка Гаврилу из беды выручать. Он в овраг упал, ногу сломал. Собирайся.
Заяц: - Волка? Гаврилу выручать? Поделом ему. Он на прошлой неделе меня по лесу гонял – поймать хотел. Не дождется от меня помощи. Не пойду.
Заяц уходит. Синичка летит дальше и встречает Ежа.
Синичка: Здравствуй, ёж Тимофей. Надо волка из беды выручать. Он в овраг упал, ногу сломал.
Еж: - Это какого волка? Гаврилу?
Синичка: Его, его.
Еж: Ты, Валентина, не обижайся, но в этом деле, я тебе не помощник. Твой Гаврила со своей подружкой Лисой - Алисой самого сурового наказания заслуживают. Не пойду – вот мой ответ.
Синичка: Ну как же? Он же в беду попал.
Еж машет рукой и уходит. Синичка летит дальше.
Появляется пес Пантелей.
Пес: Здравствуй, Валентина. А, ну, милая рассказывай, что случилось. Да ты успокойся, не волнуйся. (Приносит воды.) На, попей водички. Ишь, как запыхался.
Синичка: Дядя Пантелей, вы добрый и хороший. Неужели и вы мне откажете. Не поможете?
Пес: Помогу. Непременно помогу это кто же посмел отказать тебе в помощи?
Синичка: Да не мне нужна помощь, а волку Гавриле. В овраг упал. Ногу сломал. Больно ему. Я всех зову ему помочь, а никто не хочет спасать волка.
Пес: Да, хоть он мне и родственник дальний, не близкий, но счет у меня к нему большой. И характер у него плохой и дружбу водит с рыжей мошенницей.
Синичка: Дядя Пантелей, ну пожалуйста. Он три дня ни ел, ни пил.
Пес: Ладно, ладно. Разжалобила. Помогу твоему Гавриле. Только друга своего Кирюшу позову и веревку подлиннее прихвачу.
Синичка: И косточку побольше для Гаврюши прихвати. Он же голодный.
Пес: И как только в тебе большое сердце помещается? Кирюша, друг ты где?
Выходит, пес – Кирюша.
Кирюша: Звал меня Пантелей? Что случилось?
Пес: Пошли, по дороге все расскажу.
Синичка летит впереди, а за ней Пантелей и Кирюша бегут.
Синичка: А вот и овраг. А сколько зверей пришло…
Около оврага собрались все зверюшки.
Белочка: Как же мы спасать Гаврилу будем? А давайте сбросим мою корзинку, волк в нее сядет, а мы его вытащим.
Еж: И будет у тебя гриб Гаврила.
Зайчиха: Да в твою корзинку одна его лапа и то не поместится. Лучше собрать сухие ветки со всего леса, сбросить в овраг – волк по ним и выберется.
Кирюша: Пока вы будете сухие ветки со всего леса собирать, зима настанет.
Волк: А- Ууу, не хочу до зимы оставаться.
Пес: Вот, что друзья мои, пока волк подкрепится косточкой, мы все вместе соорудим для него подъемный кран и вытащим его из оврага.
Синичка: Тин-тин-тин. Замечательно. Гаврюша, Гаврюша, потерпи, мы тебе поможем.
Все зверюшки из веток строят подъемный кран.
Оркестр на деревянных палочках. В конце исполнения собирают палочки в одном месте и поднимают большой ковш сделанный из картона.
Белка и птички: Ну что годится такой ковш?
Пес: Сейчас проверим (садится в ковш).
Волк: А- Ууу.
Пантелей выпрыгивает из ковша.
Пес: Отличная работа. Ни одного, а троих Гаврил выдержит. Годится.
Еж, Пантелей и Кирюша привязывают веревку.
Пантелей: Гаврила, собери всю свою богатырскую силу, залезай в ковш и держись крепко. И как будешь готов – кричи.
Волк: Готов!
Звери вытаскивают волка.
Звери вытягивают волка, волк выходит из ковша, зверюшки разбегаются. Остаются Пантелей, Кирюша, Синичка.
Кирюша: Да что вы? Испугались?
Синичка: Да он же никого не обидит. Он же хороший. Правда, Гаврюша?
Волк: Меня никто никогда не называл Гаврюшей. Меня никто никогда не спасал. Спасибо вам всем.
Все звери выходят и выстраиваются полукругом.
Исполняют песню …………………………………………………………..
Дети садятся на свои места.
Ведущий: - Давайте, ребята, поиграем.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: «ПТИЦА БЕЗ ГНЕЗДА»
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Играющие, располагаются по кругу парами в затылок друг другу (лицом к центру). Игроки внутреннего круга – гнёзда – ставят руки на пояс, а игроки наружного круга – птицы – кладут руки на плечи впереди стоящим. В центре – водящий – птица без гнезда. С началом музыки все птицы по одному бегут за водящим, имитируя руками взмахи крыльев. Водящий движется в любом направлении. С прекращением музыки все останавливаются. По команде водящего «Птицы в гнёзда» птицы бегут к гнёздам (вместе с водящим) и занимают любое из них. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим. Играющие меняются ролями, игра начинается сначала.
Дети со стульчиками садятся на свои места.
Лесная Фея:
- Ветерок веселый, смелый
В лес зеленый залетел.
Встрепенулся ландыш белый
И тихонько зазвенел.
Колокольчик из фарфора
Зазвенел: динь-дон, динь-дон.
И разлился в чащах бора
Мелодичный перезвон.
Дети выходят и встают полукругом.
1 ребенок:
Если лес нам не беречь, Рвать, ломать, пилить и жечь, То случиться с ним беда: Высохнет в ручьях вода, И кукушка на суку
Не споет свое «Ку-ку».
2 ребенок:
Ёжик, белочка и зайки, Заскучают без лужайки, А медведь, лиса и волки, Загрустят зимой без ёлки.
3 ребенок:
Чтобы ели зеленели, На цветах звенели шмели, В чаще ландыши цвели, А в борах грибы!
4 ребенок:
Дерево, цветок и птица, Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они. На планете мы останемся одни.
Все вместе:
Мы леса своей страны, Охранять всегда должны!
Песня……………………………………………………………………………
Мальчики садятся, а девочки прячутся в озере.
Химка с веночком из мать и мачехи в руках подходит к озеру, трогает руками воду: - Ой вода какая еще холодная, пойду посижу на своем заветном местечке, отдохну. Звучит музыка. Слышится смех русалочек, разговор. Подплывает первая русалочка: - А что, русалочки сестрички, не пора ли нам на берег выбираться? Остальные русалочки приплывают к берегу: - Пора, пора! 1 – я русалочка: - А веки прошлогодние сберегли? Остальные русалочки:- И венки, и венки сохранили. 2-я русалочка: - Рано еще, далеко до полночи. Видите, как еще светло.
3-я русалочка: - Правильно, рано еще. А вдруг, кто – ни будь, из людей нас увидит – тогда придется его к нам в озеро утаскивать. Тайну нашу людям знать не положено. 1 – я русалочка: - Правильно. В прошлом году одного любопытного парня к себе утащили, а он затосковал совсем. Не ест, не пьёт, на землю просится, скучает. Остальные русалочки: - Подождем, подождем еще. Пусть стемнеет. 1 – я русалочка: - А пока приносите да показывайте венки свои. Остальные русалочки: - Венки, венки! (уплывают, а вскоре появляются с венками) 1 – я русалочка: - Посмотрите, у меня веночек из водяных кувшинок. 2-я русалочка: - А у меня - из осоки. 3-я русалочка: - А у меня – из ромашек луговых. Химка ( тихо шепчет): - Ну, из болотных – то цветов понятно, а вот как на землю вышла да ромашек набрала – не знаю. 4-я русалка: - Русалочки, а что же мне - то делать? Моя младшая сестренка моим веночком играла и потеряла. 2-я русалочка: - Плохо, что венок – то не сберегла! Не можем мы тебя к нам в хоровод допустить. Без веночка нельзя. 1 – я русалочка: - А ты плети веночек новый, только поспеши, а то в хоровод не пустим. Русалки уплывают, остается только 4-я русалка. 4-я русалка: - Да из чего же я плести – то буду? (плачет) - Ой! Кто там? (замечает Хмельку) Девочка? Хмелька: - Ты, русалочка, не кричи! А то твои подружки меня в озеро утащат. Я тебе свой веночек дам. Вот примерь. 4-я русалка: - Спасибо тебе, девочка, выручила. Я у тебя в долгу. Спасибо. Возвращаются русалки, Химка прячется за деревом. 4-я русалка: - Смотрите, сестрички, какой красивый у меня веночек. Русалки рассматривают. 1 – я русалочка: - Можно уже и на берег выйти, хоровод начинать. Русалки танцуют.
Хоровод ……………………………………………………………………….
ЛЕСНАЯ ФЕЯ:
Солнце прячется в тумане. Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя. Напоил водой живою.
Дал здоровья, свежих сил. И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям. Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес. Полон сказок и чудес.
(Лесная Фея всем раздает лесные угощения)
ВЕДУЩИЙ:
Я думаю, ребята, что вы всегда со всеми дружите и не позволите обидеть даже самую маленькую букашку, потому что они братья наши меньшие и живут вместе с нами на одной планете, которая называется… /ЗЕМЛЯ/
Лесная Фея: - А сейчас давайте повернемся вокруг себя один раз, закроем глаза ладошками и скажем: Покружусь, покружусь снова в садике, окажись…
Дети встают полукругом и исполняют песню…………………………….
Литература:
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 144 с.
- Свободные ресурсы интернета.