Автор-составитель Егорова Вера Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» с. Помоздино.
Возраст: 6-7 лет
Тема: Алгоритм, решение задач со знаками «+», «-», «=».
Цель: совершенствование и систематизация математических представлений у детей дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи:
Задачи педагога:
1. Создать условия для возникновения интереса у детей к совместной деятельности;
2. Создать образовательную ситуацию по выполнению поставленных задач;
3. Организовать совместную деятельность для решения разного рода математических задач;
4. Подобрать средства и способы для применения математических знаний, умений и навыков;
Образовательные задачи:
Обучающие:
- Познакомить с понятием «алгоритм», учить «читать» наглядный алгоритм;
- Продолжать учить составлять задачи с опорой на наглядный материал;
- Упражнять записывать задачи, используя цифры и знаки «+», «-», «=».
Развивающие:
- Развивать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
- Способствовать развитию логического мышления, внимания.
Воспитательные:
1.Равивать умение работать в командах;
2. Способствовать желанию детей оказывать взаимопомощь сверстникам.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: Закреплять счёт в пределах 10; развивать умение на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
Речевое развитие: Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательным и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения; пополнять пассивного словаря новыми понятиями.
Физическое развитие: Развивать умения выполнять действия по сигналу воспитателя.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение принимать решения в команде и самостоятельно.
Демонстрационный и раздаточный материал: чемоданчик или коробка, наглядные пособия «Алгоритм одевания», «Алгоритм умывания», «Алгоритм составления и решения задач»; геометрические фигуры по 15 штук на 3 команды; письмо от т.Совы; 3 красных кружка; желтые, зеленые и синие кружочки (по количеству детей в равных количествах +/- 1); пособие «Домики гномиков» - состав числа 4,5,6; картинки с изображением разного количества птиц, стручка с горошинами, сучок с ветками, 2 рук, дни недели, наглядный материал для решения задач или игрушки, смайлики
Ход:
Организационный момент:
Здравствуй, друг! (здороваются руками)
Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
Где ты был? (пощипывают за мочку уха друг у друга)
Ты пришел! (кладут руки к груди)
Хорошо (обнимаются)
Создание познавательной мотивации
Дети садятся в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге на работу я встретила почтальона, и он предал мне письмо. Давайте прочитаем его.
Ответы детей. Читает письмо.
Здравствуйте, ребята! Вас приветствует тетушка Сова!
Я знаю, что вы многое знаете по математике, поэтому я отправила вам черный чемоданчик с заданиями. Выполнив эти задания, вы будете еще умнее и получите от меня небольшой подарочек, тоже для разминки ума.
Черный чемоданчик должна найти девочка, которая родилась в январе и, у которой имя начинается с буквы А. Он находится в помещении, где находится мини-музей. Задания вы будете выполнять в 3 командах. Разделиться вам помогут цветные кружочки.
3 красных кружочка с цифрами №1-№2-№3 выбирают капитаны. Капитан – это тот, кто отвечает за всю команду и знает математику на отлично!
Желтые кружочки выбирают те, которые хотят к командиру №1;
Зленые – к командиру №2;
Синие – к командиру №3.
В командах должно быть равное количество участников или отличаться на 1 – так будет ЧЕСТНО!
Задания нужно выполнять по порядку по номерам (1,2,3,4) я разложила все по папочкам.
Удачи вам, ребята!
Дети находят чемоданчик и делятся на команды. В случае возникновения споров командиры выбираются с помощью считалки.
Дети располагаются возле обручей по цвету кружочков.
Задание №1
«Дорожка из геометрических фигур»
Задание: Необходимо выложить дорожку из разных 5 геометрических фигур.
Воспитатель: теперь команды меняются местами. Вам нужно продолжить дорожку, начатую вашими товарищами, используя эти фигуры, в том же порядке. Дети строят дорожку по заданному алгоритму, а затем проверяют правильность выполнения задания, каждый в своем обруче.
Воспитатель: Если есть ошибка, то капитан показывает красный кружок и доказывает, а если все правильно, то все показывают свои кружочки.
Задание №2 «Поселим гномиков»
Воспитатель: Я маленький весёлый гном,
Любимец всех детей.
Весельем будет полон дом,
Коль буду жить я в нём! Это Гном-риелтор. А вы знаете, кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: Риелтор – это специалист, который помогает купить, продать, снять или сдать жилье.
Задание: У гномика худо с математикой, поэтому он просит вас помочь поселить на каждый этаж столько гномиков, сколько указано на крыше домика.
После выполнения меняются с выполненными заданиями и проверяют. Ошибки – поднимают красный, нет ошибок – поднимают кружки другого цвета.
Воспитатель: Ребята, вы уже отлично справились с 2 заданиями. Если устали, то давайте отдохнем.
Математическая разминка (Н.Владимирова)
Цифры знаешь ты теперь,
Ровно десять их – проверь!
Посчитай скорей друзей. (Считают вслух)
А в неделе сколько дней? (дети хлопают 7 раз)
Сколько пальцев на руках? (дети топают 10 раз)
Сколько галок в облаках (дети приседают 4 раза)
Сколько веток на сучке (делают наклон вперед 1 раз)
А горошинок в стручке (дети делают 3 прыжка на 2 ногах)
Можешь вычесть и сложить
И задачку сам решить!
Задание №3 «Алгоритм и решение задач»
Воспитатель: Ребята, тетушка Сова в 3 папку положила очень интересный плакат (показывает алгоритм составления и решения задач)
Как вы думаете, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Это Алгоритм составления задач. Алгоритм – это последовательность действий для достижения результата. Вот, например, вам нужно одеться на прогулку, и вы не будете шапку и варежки сначала надевать, а колготки и футболку.
А умываясь, вы сначала закатаете рукава, а потом откроете кран.
Вот так же в составлении задач есть свой алгоритм.
- Сначала вы определите условие,
- потом задаете вопрос,
- после вы запишете решение
- и получите ответ
Итак, задача первая:
На витрину магазина продавец поставил 6 кукол. Увидел, что есть свободное место, и поставил еще одну куклу. Сколько всего кукол стоит на витрине магазина?
Что я вам сейчас прочитала?
Ответы детей (условие и вопрос)
Воспитатель: Что следует сделать дальше?
Ответы детей («записать» решение)
Воспитатель: какие знаки мы используем при записи?
Ответы детей («=», «-«, «+»)
Воспитатель: Какой знак мы используем в этой задаче?
Ответы детей? («+»)
Воспитатель: Он означает прибавление, сложение.
Я – плюс,
И этим я горжусь!
Я для сложения гожусь!
Я – добрый знак соединения,
И в том мое предназначение.
С помощью знаков и цифр запишите задачу. Поменяйтесь местами и проверьте правильность решения. Покажите карточкой, правильно или неправильно выполнила команда задание.
Воспитатель: Сколько кукол поставил продавец? Какую цифру мы возьмем первой? Потом продавец поставил ещё одну куклу. Добавляем цифру 1. Кукол стало больше или меньше? Значит, какой между этими цифрами должен быть знак?
Ответы детей.
Воспитатель: какой ответ в этой задаче?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот еще одна задача – посмотрите на картинку и придумайте условие, вопрос, запишите решение и ответ.
Команды выполняют задание.
Воспитатель: какой знак вы использовали в решении вашей задачи?
Ответы детей («-«)
Воспитатель: Правильно, минус.
Я – минус,
Тоже добрый знак,
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.
Рефлексия.
Молодцы, вы отлично справились с тем, что приготовила т Сова! Я позже вместе напишем ей ответное письмо, как вы выполнили все задания.
А теперь вы мне ответьте, что было сложным для вас?
Что было легким?
Что было интересным? Оцените это смайликом, как вы оцениваете свою работу на занятии.
№1 |
|
№2 |
|
№3 |
|