Конспект НОД в средней группе по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Зайчики на полянке».
Цель: Формировать умение детей передавать образ животного в лепке, соблюдая форму, пропорции и соотношение частей изображаемого предмета.
Образовательные:
- Совершенствовать знания детей овальной формы; приёмов лепки: раскатывание прямыми и круговыми движениями ладони, лепка пальцами, обрывания, сплющивания и соединения частей.
- Продолжать знакомить детей с приёмами использования стеки.
Развивающие:
-Развивать творческие способности ребёнка, умение создавать коллективную композицию; образные представления, воображение, память, словарный запас.
-Развивать мелкую моторику рук, внимание, чувство формы и пропорции, глазомер.
-Развивать трудолюбие, умение доводить начатое до конца.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к творческой деятельности, самостоятельность, усидчивость.
- Формировать у детей любовь к животным и бережное отношение к ним.
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Художественно-эстетическая", "Труд", "Художественная литература", "Здоровье".
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
Планируемый результат: активно участвует в беседе, заинтересован выполнении лепки животного, участвовать в коллективной работе, заинтересован в конечном результате.
Раздаточный материал: пластилин, доска для лепки, стеки, зёрна гречки.
Демонстрационный материал: мягкая игрушка заяц, алгоритм выполнения зайчика, наглядность строения тела зайца.
Ход:
1. Водная часть. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
Звучит музыка «Сказочный лес».
Воспитатель:
Ребята, слышите, какая волшебная музыка звучит? Это звуки сказочного леса. А вы хотите попасть в этот лес? Для этого нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три, четыре –
Дружно глазки все закрыли.
Повернулись, покружились –
На полянке очутились!
Мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке. А тут под ёлочкой притаился зверёк. Кто это там спрятался, отгадайте в загадке?
-Зимой белый, летом серый.
(ответы детей)
Предварительная беседа.
Воспитатель: Правильно, это заяц. А в каких сказках живёт зайчик?
Дети: "Колобок", "Заяц - хваста", "Заюшкина избушка"и т.д.
Воспитатель: Молодцы, знаете много сказок.
Воспитатель: Дети, почему зайка был сначала сереньким, а потом беленьким? (ответы детей).
-Для чего он меняет шубку? (для маскировки, чтоб лиса и волк его не поймали).
Воспитатель берет в руки зайца и говорит, что зайчик отчего-то грустит. Ему, наверное, скучно одному без друзей. Как мы можем помочь ему, чтоб он перестал грустить?
Дети: Найти друзей, поиграть, обнять, приласкать, потешку прочитать и т.п.
Воспитатель: Правильно. Ребята, чтоб поднять настроение зайке, прочитаем потешку. Дети вместе с воспитателем проговаривают и выполняют упражнение для пальцев рук.
Прыгнул зайка на лужок,
На лужке лежит снежок.
Был зайчишка сереньким, -
Стал теперь он беленьким.
Прятаться легко в лесу.
Не боится он лису.
Шубка белая его
Спрячет зайца самого.
Воспитатель: Ребята, а из чего мы сможем смастерить друзей для зайки? (ответы детей)
Отгадка лежит на наших столах.
Дети: Из пластилина.
Воспитатель: Правильно, ребята. Предлагаю вам слепить друзей для зайки из пластилина.
Дети присаживаются за рабочий стол.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой зайка замечательный. Обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?
Дети: Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.
Воспитатель: Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?
Дети: овальной, круглой.
Воспитатель: Какая часть тела самая большая?
Дети: Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.
Воспитатель: Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?
Дети (с помощью воспитателя)
- Нужно раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, который побольше, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.
- Голову лепим точно так же как и туловище: форму овала, но из меньшего куска.
- Лапки делаются способом раскатывания «колбаски».
- Ушки – сплющенные "колбаски", заостренные в концах.
- Для хвостика - скатаем маленький шарик, а глаза и нос сделаем с помощью семян гречки.
Воспитатель:
- Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
Но сначала разомнемся.
Физкультминутка « Зайка »
Скок-поскок, скок-поскок, прыжки на месте на двух ногах.
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьёт, кулачками стучат себя по бедрам.
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть, присели.
Нужно лапочки погреть. протирание ладоней.
Лапки вверх, лапки вниз, руки вверх, вниз.
На носочки подтянись. потягиваются.
Лапки ставим на бочок, руки на пояс.
На носочках скок-скок-скок. прыжки.
А затем вприсядку, «пружинка».
Чтоб не мерзли лапки.
А теперь, пора за работу приниматься. Рассаживайтесь на свои места. Мы с вами начнем лепить зайчиков.
Воспитатель обращает внимание на осанку детей.
Воспитатель: Зайчик будет наблюдать за вами. Примемся за дело. Возьмите кусочек пластилина и начинайте его раскатывать круговыми движениями. С какой части тела нужно начать?
Дети: С туловища. (Воспитатель вслух описывает процесс лепки) .
Воспитатель: Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?
Дети: Голову. (Воспитатель вслух описывает процесс лепки) .
Воспитатель: Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?
Дети: Лапки и ножки. (Дети лепят) .
Воспитатель: Сколько лап у зайчика?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Правильно, две передние лапки и две задние лапки. Они одинаковы или чем-то отличаются?
Дети: Передние короче задних лапок.
Воспитатель: Как вы думаете, почему природа наделила зайца такими лапками? (ответы детей).
Воспитатель: Потому что зайцы передвигаются прыжками, соответственно им для этого нужны сильные и длинные задние лапы. Такой способ передвижения помогает им резко менять направление движения, передвигаться в траве и кустарнике и уходить от погони хищников. Если бежать некуда, задние лапы используются для обороны.
Воспитатель: За какую часть приметесь теперь?
Дети: Ушки. (Воспитатель вслух описывает процесс лепки)
Воспитатель: Молодцы, у всех получается. И что осталось сделать?
Дети: Хвостик, глазки, нос и ротик.
Воспитатель: Хвостик слепим из маленького комочка пластилина. А глазки и носик мы сделаем из семян гречки. Показывает. Ротик выполним с помощью стеки. С помощью стеки обозначим пальцы на лапках. Наши зайчики готовы.
Воспитатель берет мягкую игрушку:
- Нашему зайчику очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на полянке, где они все вместе могут поиграть.
-Ребята, покажем зайке игру, чтоб он смог поиграть с друзьями.
Проводится игра "Зайцы и волк".
А теперь пора вернуться в наш садик. Повторим волшебные слова:
Раз, два, три, четыре –
Дружно глазки все закрыли.
Повернулись, покружились –
В садике мы очутились!
III. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали?(ответы детей) Понравилось ли вам принять участие в добром деле? Как думаете, у нас получилось слепить друзей для зайчика. Спасибо вам за работу. Заяц очень рад, что у него появились друзья. И в благодарность он дарит вам раскраску. На этом наше занятие подошло к концу.