МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Методическая разработка по развитию речи для детей средней группе: Рассказ Г.Юшкова «Рöмпöштан».

18 мая 2023 г.

Цель: Познакомить детей с произведением Г.А.Юшкова «Рöмпöштан».

Задачи:

Образовательная:

  1. Продолжать учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полно.
  2. Упражнять детей в умении пересказывать отрывок из рассказа.
  3. Продолжать учить оценивать героев рассказа, делать вывод по нему.

Развивающая:

  1. Развивать у детей любознательность.

Воспитательная:

  1. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, не перебивать друг - друга.

Материал: Зеркало, портрет писателя. 

Ход:

«Я твой друг»

Собрались все дети в

круг

(встают в круг)

Я твой друг

(руки к груди)

И ты мой друг

(протягивают руки

друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся

(берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся

(улыбаются)

 

Воспитатель: Ребята, я вам хочу прочитать один рассказ Геннадия Юшкова на коми языке. А чтобы узнать как он называется, вы должны отгадать загадку:

Овлö сійö гöгрöс,

Нёль пельöса овлö.

Пуктан сійöс шонді водзö,

Шонді моз синтö ёрö.

Маыстан сійöс чужöм дорад,

Ассьыд чужöмтö сэтысь аддзан.

На русском:

Вот уж чудо так уж чудо,

И взялось оно откуда?

Я смотрюсь в него всегда,

Ну а вижу лишь себя.

Из стекла, но не окно,

Что же это? (Зеркало)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку, значит про что я вам сегодня буду читать рассказ? Правильно, про зеркало. А на коми зеркало – это рöмпöштан. Кутшöм мичаа тайö кывйыс коминад юргö: рöм-пöш-тан. Вай шуам ставöн öтлаын. (челядь шуöны).  А т1ян гортаныд рöмпöштаныд эм?

- Вай висьталöй, кутшöм т1ян рöмпöштанныд, ыджыд али ичöт? (челядьлöн воча кыв). А где вы его храните? (Ответ детей)

- Я вас внимательно слушала и поняла, что у вас есть и настенное зеркало, и на столе стоящее зеркало, и в кармане носить можно зеркало. Вот посмотрите, я принесла вот такое зеркало и у вас в группе висит, правда?

- Челядь, а ті радейтанныд рöмпöштан пыр видзöдчынытö? Йöз чайтöны, мый нывбабаяс унджыкысь рöмпöштан дорад матысчывлöны. А кыдзи ті чайтанныд, мыйла? ( Челядьлöн воча кывъяс).Ми, нывбабаяс т нывкаяс, кöсъям лоны пыр мичаöн. А зонкаяслы, гашкö, оз и ков рöмпöштаныд? Найö  öд оз баситчыны. Дерт жö, рöмпöштаныд мужичöйяслы и зонаяслы зэв жö колантор. А мыйла? (Челядьлöн воча кывъяс.)

- Молодцы, хорошо рассказали. Через  зеркало человек узнаёт, как он выглядит, подходит ли ему одежда. А из чего сделано зеркало знаете?

- Да, зеркало сделано из стекла. А стекло, если упадёт, сразу разобьется, надо зеркало хранить, чтобы оно не разбилось. В старину люди считали зеркало дорогой вещью, не легко, было его купить. Поэтому и говорили: зеркало, если разобьется, это не к добру.

  А öны, челядь, кывзöй висьтсö.

«Пызан вылын сулаліс рöмпöштан. Вася йоткыштіс сійöс гырддзанас. Рöмпöштан усис джоджö да жугал1с.

-Ой! – горöдіс Лиза, Васялöн чойыс.

-Висьталан! – плеш пырыс видзöдліссы вылö Вася. – Он öд висьтав?

- Ог, - кöсйысис Лиза.

Вася öдйö чукöртіс рöмпöштан торъяссö да шыбитіс ывлаö.

Недыр мысти воис мамыс. Вася эз пов ёнасö, надейтчис Лиза вылö. А чойыс кутіс ассьыс кывсö. Сöмын эз дзик сідзи, кыдзи чайтіс Вася. Пуксисны ужнайтны, да Лиза зэв збыльысь шуис:

- Мамö, рöмпöштантö Васяыд эз жугöд!

Мамыс пуктіс паньсö, видзöдліс Вася вылö. Васялöн чукöртчöм чужöмыс висьталіс сылы ставсö.

- Код йылысь тайö висьтыс?

- Вася да Лиза – чоя-вока. Шуам тайö кывсö ставöн öтлаын.

- Кутшöм лектор лоис, кор челядьлöн мамыс эз вöв гортас?

- Мыйла Вася эз тшöкты чойыслы висьтавны рöмпöштан жугалöм йылысь? Кыдзи ті чайтанныд?

- А Лиза чойыс висьталіс али эз висьтав?

- А кыдзи висьталіс Лизаыд, мый сійö шуис?

- А кыдзи, тіян думысь, колö оз вöлі висьтавнысö?

- Коді тіянлы кажитчис висьтсьыс? Мыйла?

- Коді эз кажитчы? Мыйла?

- Тіян думысь, мый мамыс шуис аслас челядьлы ставсö тöдмалöм бöрын?

- А давайте, ребята отдохнём, посмотрите в окошко, какое солнышко светит. Скоро лето, на поле будут расти много-много цветов.

Физминутка:

В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)

Наклонюсь к цветам поближе

Красоту их всю увижу,

Нежный чудный аромат

Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)

Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)

Много будет красоты (развести руки)

- А теперь ребята, послушайте рассказ заново. После чтения рассказа я спрошу одного из вас как начался рассказ, что было в середине, что в конце. Слушайте внимательно.

- Молодцы ребята! Давайте вспомним, как звали автора рассказа? Кто написал этот рассказ? А о каких героях мы узнали? Чему учит этот рассказ? Молодцы, вы очень хорошо поработали, мне понравилось. Всем веселого настроения и  хорошего дня.