Цель: Познакомить детей с произведением Г.А.Юшкова «Рöмпöштан».
Задачи:
Образовательная:
- Продолжать учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полно.
- Упражнять детей в умении пересказывать отрывок из рассказа.
- Продолжать учить оценивать героев рассказа, делать вывод по нему.
Развивающая:
- Развивать у детей любознательность.
Воспитательная:
- Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, не перебивать друг - друга.
Материал: Зеркало, портрет писателя.
Ход:
«Я твой друг»
Собрались все дети в
круг
(встают в круг)
Я твой друг
(руки к груди)
И ты мой друг
(протягивают руки
друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся
(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся
(улыбаются)
Воспитатель: Ребята, я вам хочу прочитать один рассказ Геннадия Юшкова на коми языке. А чтобы узнать как он называется, вы должны отгадать загадку:
Овлö сійö гöгрöс,
Нёль пельöса овлö.
Пуктан сійöс шонді водзö,
Шонді моз синтö ёрö.
Маыстан сійöс чужöм дорад,
Ассьыд чужöмтö сэтысь аддзан.
На русском:
Вот уж чудо так уж чудо,
И взялось оно откуда?
Я смотрюсь в него всегда,
Ну а вижу лишь себя.
Из стекла, но не окно,
Что же это? (Зеркало)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадку, значит про что я вам сегодня буду читать рассказ? Правильно, про зеркало. А на коми зеркало – это рöмпöштан. Кутшöм мичаа тайö кывйыс коминад юргö: рöм-пöш-тан. Вай шуам ставöн öтлаын. (челядь шуöны). А т1ян гортаныд рöмпöштаныд эм?
- Вай висьталöй, кутшöм т1ян рöмпöштанныд, ыджыд али ичöт? (челядьлöн воча кыв). А где вы его храните? (Ответ детей)
- Я вас внимательно слушала и поняла, что у вас есть и настенное зеркало, и на столе стоящее зеркало, и в кармане носить можно зеркало. Вот посмотрите, я принесла вот такое зеркало и у вас в группе висит, правда?
- Челядь, а ті радейтанныд рöмпöштан пыр видзöдчынытö? Йöз чайтöны, мый нывбабаяс унджыкысь рöмпöштан дорад матысчывлöны. А кыдзи ті чайтанныд, мыйла? ( Челядьлöн воча кывъяс).Ми, нывбабаяс т нывкаяс, кöсъям лоны пыр мичаöн. А зонкаяслы, гашкö, оз и ков рöмпöштаныд? Найö öд оз баситчыны. Дерт жö, рöмпöштаныд мужичöйяслы и зонаяслы зэв жö колантор. А мыйла? (Челядьлöн воча кывъяс.)
- Молодцы, хорошо рассказали. Через зеркало человек узнаёт, как он выглядит, подходит ли ему одежда. А из чего сделано зеркало знаете?
- Да, зеркало сделано из стекла. А стекло, если упадёт, сразу разобьется, надо зеркало хранить, чтобы оно не разбилось. В старину люди считали зеркало дорогой вещью, не легко, было его купить. Поэтому и говорили: зеркало, если разобьется, это не к добру.
А öны, челядь, кывзöй висьтсö.
«Пызан вылын сулаліс рöмпöштан. Вася йоткыштіс сійöс гырддзанас. Рöмпöштан усис джоджö да жугал1с.
-Ой! – горöдіс Лиза, Васялöн чойыс.
-Висьталан! – плеш пырыс видзöдліссы вылö Вася. – Он öд висьтав?
- Ог, - кöсйысис Лиза.
Вася öдйö чукöртіс рöмпöштан торъяссö да шыбитіс ывлаö.
Недыр мысти воис мамыс. Вася эз пов ёнасö, надейтчис Лиза вылö. А чойыс кутіс ассьыс кывсö. Сöмын эз дзик сідзи, кыдзи чайтіс Вася. Пуксисны ужнайтны, да Лиза зэв збыльысь шуис:
- Мамö, рöмпöштантö Васяыд эз жугöд!
Мамыс пуктіс паньсö, видзöдліс Вася вылö. Васялöн чукöртчöм чужöмыс висьталіс сылы ставсö.
- Код йылысь тайö висьтыс?
- Вася да Лиза – чоя-вока. Шуам тайö кывсö ставöн öтлаын.
- Кутшöм лектор лоис, кор челядьлöн мамыс эз вöв гортас?
- Мыйла Вася эз тшöкты чойыслы висьтавны рöмпöштан жугалöм йылысь? Кыдзи ті чайтанныд?
- А Лиза чойыс висьталіс али эз висьтав?
- А кыдзи висьталіс Лизаыд, мый сійö шуис?
- А кыдзи, тіян думысь, колö оз вöлі висьтавнысö?
- Коді тіянлы кажитчис висьтсьыс? Мыйла?
- Коді эз кажитчы? Мыйла?
- Тіян думысь, мый мамыс шуис аслас челядьлы ставсö тöдмалöм бöрын?
- А давайте, ребята отдохнём, посмотрите в окошко, какое солнышко светит. Скоро лето, на поле будут расти много-много цветов.
Физминутка:
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
- А теперь ребята, послушайте рассказ заново. После чтения рассказа я спрошу одного из вас как начался рассказ, что было в середине, что в конце. Слушайте внимательно.
- Молодцы ребята! Давайте вспомним, как звали автора рассказа? Кто написал этот рассказ? А о каких героях мы узнали? Чему учит этот рассказ? Молодцы, вы очень хорошо поработали, мне понравилось. Всем веселого настроения и хорошего дня.