Проект
Образовательного туризма в детском саду
«Туризм в ДОУ»
Участники:
Воспитатели и дети подготовительной к школе группы,
а также родители группы.
с. Помоздино 2023 год.
Содержание:
1.Введение
2.Актуальность проекта
3.Сроки реализации проекта
4.Тип проекта
5.Участники проекта
6.Цель
7.Задачи
8.Ожидаемые результаты
9.Этапы реализации проекта
10.Формы работы
11.Форма организации детей
12.Структура
13.Связь с другими отраслями
14.Ресурсы
15.Литература
Приложение
1.Введение.
«Туризм- вид спорта – групповые походы,
имеющие целью физическую закалку;
вид путешествий, совершаемых для
отдыха и самообразования». (С.И. Ожегов.)
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.
Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм». В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.
Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
2. Актуальность.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка.
Сейчас социальный статус семей воспитанников имеют неполные семьи и семьи с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.
Также факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка и одним из «проблемных» факторов является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми - все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.
Приобщение детей к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу предъявляют высокие требования.
Дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Известно, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм.
Поэтому и был разработан проект «Туризм в ДОУ»
Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле.
Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей среднего и старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры.
Родители могут проводить больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. И одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.
Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость, укрепляет волю, развивает смелость, самостоятельность, взаимопонимание. Так же у ребенка уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры, соблюдение правил здорового образа жизни, это помогает расширить знания о природных и погодных явлениях, строении и функциях своего тела.
Совершенствуются естественные виды движения, и обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве). Развиваются координационные способности и выносливость, как основа физической подготовки ребенка.
В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.
Считается, что дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Уникальность туризма в ДОУ заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Новизна
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровье сохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:
- внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ (туристические маршруты на территории ДОУ);
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни: «Будь внимателен», «Как вести себя в походе»;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни (мультфильмы о туристах, презентация «Здоровье в наших руках», «Мы туристы»).
3. Сроки реализации проекта:
В период 2023-2024 гг.
4. Тип проекта: долгосрочный, исследовательско - познавательно -творческий.
5. Участники проекта: 7 лет, родители и педагоги.
6. Цель:
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
7. Задачи:
Способствовать через практическую игровую деятельность:
1.созданию условий для позитивной социализации детей, формированию
нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма,
сплоченности и дружелюбия; объединению всех участников педагогического
процесса: детей, родителей, педагогов;
2. формированию познавательного интереса родному детскому саду,
окружающей природе, своей малой Родине и родному краю;
3. формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут, карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе;
4.формированию интереса к здоровому образу жизни у детей, к
регулярным занятиям физической культурой; приросту и укреплению физических качеств;
5. помочь детям приобрести практические знания, навыки и умения,
которые помогут им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.
8.Ожидаемый результат.
Сформированы знания о детском туризме.
-Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе,
во время разведения костра;
-Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;
-Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;
-Знают конный вид туризма и воздушный;
-Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду;
-Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью;
-Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма;
-Знают представителей животного мира родного края и правила безопасного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных;
- Знают, как устроена система пищеварения, кровообращения, дыхания;
-Знают об органах восприятия и общения;
-Знают о профилактике заболеваний при травматизме и отравлениях;
-Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.
Сформированы умения необходимые в туристическом походе.
-Умение распределять туристические обязанности.
-Умение собирать рюкзак, класть в него,только то, что понадобится в походе.
-Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.
-Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями.
-Умение завязывать простейшие морские узлы.
-Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.
-Умение правильно вести себя при передвижении по городу, деревне, в лесу, у реки, при подъёмах и спусках на склонах.
Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе.
-Умение читать карту своей местности.
-Умение ориентироваться по плану села, на макете детского сада.
-Умение пользоваться компасом, с его помощью определять географические направления.
-Умение рисовать маршрут своего пути, в виде ломанной линии, нанося на него топографические знаки.
-Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.
-Умение распознавать редкие и исчезающие виды животных и растений.
-Умение определять для чего осушают болота, возводят плотины, почему
растительный мир и животный вымирает.
-Умение называть правила поведения в природе во время отдыха.
-Умение называть зоны отдыха и туризма в родном крае.
-Умение прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.
Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.
Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
Если в образовательном процессе использовать средства
туризма, включая весь потенциал предметно – пространственной развивающей среды дошкольной организации, то возможно создать условия для реализации всех пяти образовательных областей в соответствии ФГОС:
- социально – коммуникативное развитие: повышение коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом и с взрослыми, но и на уважение к своей малой Родине; формирование основ безопасного поведения в социуме и природе;
- познавательное развитие: повышение уровня знаний через практическое формирование представлений о себе и об окружающем мире, в области познания окружающей среды и правил экологического поведения в природе, формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.
- речевое развитие: формирование активного словаря об окружающих предметах и явлениях, развитие умения в диалоге высказать свои мысли и выводы;
- художественно – эстетическое: формирование эстетического отношения к окружающему миру, умение выражать собственные впечатления изобразительной, конструктивно – модельной деятельностью.
- физическое развитие: приобретение практического опыта в развитии физических качеств и координационных способностях, становление ценностей и интереса к здоровому образу жизни и активному отдыху.
9. Этапы реализации проекта:
этапы проекта |
педагогическая деятельность |
деятельность детей |
I этап |
Формулирует проблему . |
Вхождение в проблему. |
II этап |
Планирование совместной |
Выполнение всех |
III этап |
Подготовка к презентации. |
Подготовка продукта |
10. Пути реализации проекта :
1 Блок: «Мой детский сад»
2 Блок: « Мое село»
3 Блок «Природа родного края»
4 Блок «Мы – туристы»
Маршрутный лист – Блок № 1
«Мой детский сад»
• Путешествие по экологической тропе
• Экскурсии по детскому саду.
• Беседы, встречи с работниками детского сада.
• Диагностическое задание: «Что я знаю о детском саде»
• Рассматривание альбомов «Детский сад»
Маршрутный лист – Блок № 2
«Мое село»
• Рассматривание альбомов «Моё село»
• Экскурсии по селу
• Беседы, встречи с интересными людьми села.
• Диагностическое задание: «Что я знаю о селе»
• Творческая мастерская (макет села)
Маршрутный лист – Блок № 3
«Природа родного края»
• Туристические походы, прогулки на природу
• Ознакомление с животным и растительным миром
• Экологические акции
• Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины.
Маршрутный лист – Блок № 4
«Мы - туристы»
• Просмотр презентаций, чтение, беседы
• Творческая мастерская (Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте, компасу)
• Диагностическое задание: «Что мы знаем о туризме»
Основные методы и методические приёмы:
• Словесные (занятия, беседа, чтение художественной литературы, рассказ).
• Наглядные (наблюдения, практические занятия, демонстрация видеофильмов, слайдов,
• рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков,
• продукт детской деятельности, макетов мини – исследования).
Формы работы:
- прогулки Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
- Экскурсии Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
- Походы Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха. Туризм нравится детям, так как во время похода их ждет много интересных впечатлений, удовлетворяются их потребности в движении и физических нагрузках. Но туристический поход с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику и требует большого внимания со стороны взрослых.
- Путешествия Туристическое путешествие включает в себя организованное путешествие (поездка на самокатах или велосипедах, лыжах, передвижение, пребывание) детей за пределы их площадки или детского сада, с познавательной или оздоровительной целью.
- Семейные туристические слеты Семейные туристические слеты – это групповые семейные походы, имеющие целью физическую закалку организма и создание дружеских отношений в семье.
- Туристские соревнования Туристские соревнования проводятся по всем видам туризма, включенным в спортивную классификацию. Соревнования заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов-спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций.
11. Формы организации детей:
Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий -«туристская полоса»
- Игра – тренировка
- Игра – соревнование
- Игра – путешествие
- Дидактическая игра
- Ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.),
- Экскурсионные выходы
- Туристические походы, прогулки , походы выходного дня.
- Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья
12. Структура похода:
- Сбор и движение до первого привала (5-15 минут).
- Остановка, привал (5-15 минут). Природоведческая деятельность.
- Комплекс игр и упражнений (10-20 минут).
- Самостоятельная деятельность детей (5-10 минут)
- Сбор детей и возвращение в детский сад (5-15 минут).
Прежде чем отправиться туристический поход с детьми, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого были разработаны серии конспектов теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой, раскладывать палатку, готовить место для костра, правильно упаковывать рюкзак, уметь проверять снаряжение и подготавливать средства передвижения (лыжи). Дидактические игры, основным содержанием которых является закрепление знаний о туризме. Только овладев необходимыми знаниями, можно отправляться в поход.
13. Связь с другими отраслями:
месяц |
название учреждения |
декабрь |
пож.часть |
январь |
лыжная база. |
февраль |
Библиотека. |
март |
посещение музея СОШ |
апрель май |
посещение фермы на территории с. Помоздино. |
14. Перспективное планирование подготовительной группе.