МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

 Проект Образовательного туризма в детском саду «Туризм в ДОУ»

20 сентября 2023 г.

 Проект

Образовательного туризма в детском саду

«Туризм в ДОУ»

 

Участники:

Воспитатели и дети подготовительной к школе группы,

а также родители группы.

 

 

с. Помоздино 2023 год.

Содержание:

1.Введение

2.Актуальность проекта

3.Сроки реализации проекта

4.Тип проекта

5.Участники проекта

6.Цель

7.Задачи

8.Ожидаемые результаты

9.Этапы  реализации проекта

10.Формы работы

11.Форма организации детей

12.Структура

13.Связь с другими отраслями

14.Ресурсы

15.Литература

Приложение

 

                                                                  1.Введение.

«Туризм- вид спорта – групповые походы,

имеющие целью физическую закалку;

вид путешествий, совершаемых для

 отдыха и самообразования». (С.И. Ожегов.)

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия. 
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.     

Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал  М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм».    В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.    

    Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.

 

                                                                2. Актуальность.

 Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов                  

     В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной  информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки.

    Ещё  одной  из  причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические  факторы, обременённость родителей  вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка.

    Сейчас  социальный  статус  семей   воспитанников имеют  неполные семьи и семьи с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на  здоровье ребенка.

 Также  факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка   и одним из «проблемных» факторов является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы  порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми  - все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.

   Приобщение детей  к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу предъявляют высокие требования.

Дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Известно, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм.

Поэтому и был разработан проект «Туризм в ДОУ»

Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле.

Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей среднего и старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

 В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же  ребенку   уже с дошкольного возраста  закладываются навыки экологической культуры.

      Родители могут проводить больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. И одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость, укрепляет волю, развивает смелость, самостоятельность, взаимопонимание. Так же у ребенка уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры, соблюдение правил здорового образа жизни, это помогает расширить знания о природных и погодных явлениях, строении и функциях своего тела.     

Совершенствуются естественные виды движения, и обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве). Развиваются координационные способности и выносливость, как основа физической подготовки ребенка.

 В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.                    

Туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

Считается, что дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. 

Уникальность туризма в ДОУ заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Новизна

     Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровье сохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:

  • внедрение новых здоровьесохраняющих  технологий в деятельность ДОУ (туристические маршруты на территории ДОУ);
  • использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни: «Будь внимателен», «Как вести себя в походе»;
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни (мультфильмы о туристах, презентация «Здоровье в наших руках», «Мы туристы»).

 

3. Сроки реализации проекта:

В период 2023-2024 гг.

4. Тип проекта: долгосрочный, исследовательско - познавательно -творческий.

5. Участники проекта: 7 лет, родители и педагоги.

6. Цель:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

7. Задачи:

 Способствовать через практическую игровую деятельность:
  1.созданию условий для позитивной социализации детей, формированию
нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма,
сплоченности и дружелюбия; объединению всех участников педагогического
процесса: детей, родителей, педагогов;

  2. формированию познавательного интереса родному детскому саду,
окружающей природе, своей малой Родине и родному краю;
  3. формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут, карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе;
  4.формированию интереса к здоровому образу жизни у детей, к
регулярным занятиям физической культурой; приросту и укреплению физических качеств;
   5. помочь детям приобрести практические знания, навыки и умения,
которые помогут им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.

 

8.Ожидаемый результат.

   Сформированы знания о детском туризме. 

 -Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе,

во время разведения костра;

-Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;

-Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;  

-Знают конный вид туризма и воздушный;

 -Знают представителей растений лесной   зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду;

 -Знают ядовитые растения, которые могут  принести вред здоровью;

 -Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма;

 -Знают представителей животного  мира родного края и правила безопасного поведения при  встрече с животными, умение по следам определять животных;

- Знают, как устроена система пищеварения, кровообращения, дыхания;

-Знают об органах восприятия и общения;

-Знают о профилактике заболеваний при травматизме и отравлениях;

-Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.

 Сформированы умения необходимые в туристическом походе.

    -Умение распределять туристические обязанности.

    -Умение собирать рюкзак, класть в него,только то, что понадобится в походе.

    -Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.

    -Умение подбирать правильно обувь,  одеваться в соответствии с погодными условиями.

    -Умение завязывать простейшие морские  узлы.

    -Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

    -Умение правильно вести себя при передвижении по городу, деревне, в лесу, у реки, при подъёмах и спусках на склонах.

     Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе.

 -Умение читать карту своей местности.

-Умение ориентироваться по плану села, на макете детского сада.

-Умение пользоваться компасом, с его  помощью определять географические направления.

-Умение рисовать маршрут своего пути, в виде ломанной линии, нанося на него топографические знаки.

 -Умение оценивать состояние окружающей  среды и здоровья человека.

 -Умение распознавать редкие и исчезающие виды животных и растений.

 -Умение определять для чего осушают болота, возводят плотины, почему

  растительный мир и животный вымирает.

  -Умение называть правила поведения в природе во время отдыха.

  -Умение называть зоны отдыха и туризма в родном крае.

  -Умение прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

 

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Если в образовательном процессе использовать средства
туризма, включая весь потенциал предметно – пространственной развивающей среды дошкольной организации, то возможно создать условия для реализации всех пяти образовательных областей в соответствии ФГОС:

социально – коммуникативное развитие: повышение коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом и с взрослыми, но и на уважение к своей малой Родине; формирование основ безопасного поведения в социуме и природе;

познавательное развитие: повышение уровня знаний через практическое формирование представлений о себе и об окружающем мире, в области познания окружающей среды и правил экологического поведения в природе, формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.
      - речевое развитие: формирование активного словаря об окружающих предметах и явлениях, развитие умения в диалоге высказать свои мысли и выводы;
    - художественно – эстетическое: формирование эстетического отношения к окружающему миру, умение выражать собственные впечатления изобразительной, конструктивно – модельной деятельностью.
    - физическое развитие: приобретение практического опыта в развитии физических качеств и координационных способностях, становление ценностей и интереса к здоровому образу жизни и активному  отдыху.

 

9. Этапы реализации проекта:

этапы проекта

педагогическая деятельность

деятельность детей

I этап
Установочный
Сентябрь 2018г

Формулирует проблему .
При постановке цели
определяется и продукт
проекта.
Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию.
Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.
Вживание в игровую
ситуацию.
Принятие задачи.
Обсуждение и дополнение
задач проекта.

II этап
Внедренческий
Октябрь 2018-
апрель 2019г

Планирование совместной
деятельности,
Сбор и систематизация
информации,
Поисковая деятельность
Проведение бесед, игр,
экскурсий и др.

Выполнение всех
необходимых действий,
завершающихся созданием
продукта проекта.

III этап
Презентационный
Май 2019г

Подготовка к презентации.
Презентация.

Подготовка продукта
деятельности к презентации.
Представление зрителям или
экспертам продукта
деятельности.

 

10. Пути реализации проекта :

 1 Блок:  «Мой детский сад»

 2 Блок:  « Мое село»

 3 Блок  «Природа родного края»

 4 Блок «Мы – туристы»

Маршрутный лист – Блок № 1

«Мой детский сад»

•         Путешествие по экологической тропе

•         Экскурсии по детскому саду.

•         Беседы, встречи с работниками детского сада.

•         Диагностическое задание: «Что я знаю о детском саде»

•         Рассматривание альбомов «Детский сад»

 

Маршрутный лист – Блок № 2

«Мое село»

•      Рассматривание альбомов «Моё село»

•      Экскурсии по селу

•      Беседы, встречи с интересными людьми села.

•      Диагностическое задание: «Что я знаю о селе»

•      Творческая мастерская (макет села)

Маршрутный лист – Блок № 3

«Природа родного края»

•         Туристические походы, прогулки на природу

•         Ознакомление с животным  и растительным миром

•         Экологические акции

•         Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины.

Маршрутный лист – Блок № 4

«Мы - туристы»

•         Просмотр презентаций, чтение, беседы

•         Творческая мастерская (Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте, компасу)

•         Диагностическое задание: «Что мы знаем о туризме»

 

Основные методы и методические приёмы:

•         Словесные   (занятия, беседа, чтение художественной литературы, рассказ).

•         Наглядные  (наблюдения, практические занятия, демонстрация видеофильмов,  слайдов, 

•         рассматривание предметов туристического снаряжения,  картинок, фотоснимков, 

•         продукт детской деятельности,  макетов мини – исследования).

Формы работы:

  • прогулки                                                                                                                                                 Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени  (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания. 
  • Экскурсии                                                                                                                                                               Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях. 
  • Походы                                                                                                                                           Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха. Туризм нравится детям, так как во время похода их ждет много интересных впечатлений, удовлетворяются их потребности в движении и физических нагрузках. Но туристический поход с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику и требует большого внимания со стороны взрослых.
  • Путешествия                                                                                                                                       Туристическое путешествие включает в себя организованное путешествие (поездка на самокатах или велосипедах, лыжах, передвижение, пребывание) детей за пределы их площадки или детского сада, с познавательной или оздоровительной целью. 
  • Семейные туристические слеты                                                                                                                  Семейные туристические слеты – это групповые семейные походы, имеющие целью физическую закалку организма и создание дружеских отношений в семье.
  • Туристские соревнования                                                                                                      Туристские соревнования проводятся по всем видам туризма, включенным в спортивную классификацию. Соревнования заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов-спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций.

 

11. Формы организации детей:

Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий -«туристская полоса»

  • Игра – тренировка
  • Игра – соревнование
  • Игра – путешествие
  • Дидактическая игра
  • Ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.),
  • Экскурсионные выходы
  • Туристические походы,  прогулки , походы выходного дня.                                  
  • Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья

 

12. Структура похода:

  • Сбор и движение до первого привала (5-15 минут).
  • Остановка, привал (5-15 минут). Природоведческая деятельность.
  • Комплекс игр и упражнений (10-20 минут).
  • Самостоятельная деятельность детей (5-10 минут)
  • Сбор детей и возвращение в детский сад (5-15 минут).

Прежде чем отправиться туристический поход с детьми, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого были разработаны серии конспектов теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой, раскладывать палатку, готовить место для костра, правильно упаковывать рюкзак, уметь проверять снаряжение и подготавливать средства передвижения (лыжи). Дидактические игры, основным содержанием которых является закрепление знаний о туризме. Только овладев  необходимыми знаниями, можно отправляться в поход.

 

 

13. Связь с другими отраслями:

месяц

название учреждения

декабрь

пож.часть

январь

лыжная база.

февраль

Библиотека.

март

посещение музея СОШ

апрель

май

посещение фермы на территории с. Помоздино.

14. Перспективное планирование подготовительной группе.