МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

 Проект Образовательного туризма в детском саду «Туризм в ДОУ»

20 сентября 2023 г.

 Проект

Образовательного туризма в детском саду

«Туризм в ДОУ»

 

Участники:

Воспитатели и дети подготовительной к школе группы,

а также родители группы.

 

 

с. Помоздино 2023 год.

Содержание:

1.Введение

2.Актуальность проекта

3.Сроки реализации проекта

4.Тип проекта

5.Участники проекта

6.Цель

7.Задачи

8.Ожидаемые результаты

9.Этапы  реализации проекта

10.Формы работы

11.Форма организации детей

12.Структура

13.Связь с другими отраслями

14.Ресурсы

15.Литература

Приложение

 

                                                                  1.Введение.

«Туризм- вид спорта – групповые походы,

имеющие целью физическую закалку;

вид путешествий, совершаемых для

 отдыха и самообразования». (С.И. Ожегов.)

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия. 
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.     

Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал  М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм».    В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.    

    Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.

 

                                                                2. Актуальность.

 Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,-
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов                  

     В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной  информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки.

    Ещё  одной  из  причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические  факторы, обременённость родителей  вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка.

    Сейчас  социальный  статус  семей   воспитанников имеют  неполные семьи и семьи с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на  здоровье ребенка.

 Также  факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка   и одним из «проблемных» факторов является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы  порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми  - все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка.

   Приобщение детей  к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу предъявляют высокие требования.

Дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Известно, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм.

Поэтому и был разработан проект «Туризм в ДОУ»

Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле.

Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей среднего и старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

 В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же  ребенку   уже с дошкольного возраста  закладываются навыки экологической культуры.

      Родители могут проводить больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. И одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость, укрепляет волю, развивает смелость, самостоятельность, взаимопонимание. Так же у ребенка уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры, соблюдение правил здорового образа жизни, это помогает расширить знания о природных и погодных явлениях, строении и функциях своего тела.     

Совершенствуются естественные виды движения, и обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве). Развиваются координационные способности и выносливость, как основа физической подготовки ребенка.

 В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.                    

Туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

Считается, что дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. 

Уникальность туризма в ДОУ заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Новизна

     Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровье сохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:

  • внедрение новых здоровьесохраняющих  технологий в деятельность ДОУ (туристические маршруты на территории ДОУ);
  • использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни: «Будь внимателен», «Как вести себя в походе»;
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни (мультфильмы о туристах, презентация «Здоровье в наших руках», «Мы туристы»).

 

3. Сроки реализации проекта:

В период 2023-2024 гг.

4. Тип проекта: долгосрочный, исследовательско - познавательно -творческий.

5. Участники проекта: 7 лет, родители и педагоги.

6. Цель:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

7. Задачи:

 Способствовать через практическую игровую деятельность:
  1.созданию условий для позитивной социализации детей, формированию
нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма,
сплоченности и дружелюбия; объединению всех участников педагогического
процесса: детей, родителей, педагогов;

  2. формированию познавательного интереса родному детскому саду,
окружающей природе, своей малой Родине и родному краю;
  3. формированию понятий у детей: туризм, туристы, туристические походы, маршрут, карта, важных туристических правил, гуманного и безопасного поведения в природе;
  4.формированию интереса к здоровому образу жизни у детей, к
регулярным занятиям физической культурой; приросту и укреплению физических качеств;
   5. помочь детям приобрести практические знания, навыки и умения,
которые помогут им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края; формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.

 

8.Ожидаемый результат.

   Сформированы знания о детском туризме. 

 -Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе,

во время разведения костра;

-Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость;

-Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным;  

-Знают конный вид туризма и воздушный;

 -Знают представителей растений лесной   зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду;

 -Знают ядовитые растения, которые могут  принести вред здоровью;

 -Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути, если случится травма;

 -Знают представителей животного  мира родного края и правила безопасного поведения при  встрече с животными, умение по следам определять животных;

- Знают, как устроена система пищеварения, кровообращения, дыхания;

-Знают об органах восприятия и общения;

-Знают о профилактике заболеваний при травматизме и отравлениях;

-Знают как можно оказать первую медицинскую помощь.

 Сформированы умения необходимые в туристическом походе.

    -Умение распределять туристические обязанности.

    -Умение собирать рюкзак, класть в него,только то, что понадобится в походе.

    -Умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки.

    -Умение подбирать правильно обувь,  одеваться в соответствии с погодными условиями.

    -Умение завязывать простейшие морские  узлы.

    -Умение организовывать привал и соблюдать чистоту на привале.

    -Умение правильно вести себя при передвижении по городу, деревне, в лесу, у реки, при подъёмах и спусках на склонах.

     Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе.

 -Умение читать карту своей местности.

-Умение ориентироваться по плану села, на макете детского сада.

-Умение пользоваться компасом, с его  помощью определять географические направления.

-Умение рисовать маршрут своего пути, в виде ломанной линии, нанося на него топографические знаки.

 -Умение оценивать состояние окружающей  среды и здоровья человека.

 -Умение распознавать редкие и исчезающие виды животных и растений.

 -Умение определять для чего осушают болота, возводят плотины, почему

  растительный мир и животный вымирает.

  -Умение называть правила поведения в природе во время отдыха.

  -Умение называть зоны отдыха и туризма в родном крае.

  -Умение прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

Увеличение доли родительской активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

 

Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

Если в образовательном процессе использовать средства
туризма, включая весь потенциал предметно – пространственной развивающей среды дошкольной организации, то возможно создать условия для реализации всех пяти образовательных областей в соответствии ФГОС:

социально – коммуникативное развитие: повышение коммуникативных навыков, направленных не только на бесконфликтное общение детей друг с другом и с взрослыми, но и на уважение к своей малой Родине; формирование основ безопасного поведения в социуме и природе;

познавательное развитие: повышение уровня знаний через практическое формирование представлений о себе и об окружающем мире, в области познания окружающей среды и правил экологического поведения в природе, формирование умения ориентироваться по карте развивающей предметно – пространственной среды.
      - речевое развитие: формирование активного словаря об окружающих предметах и явлениях, развитие умения в диалоге высказать свои мысли и выводы;
    - художественно – эстетическое: формирование эстетического отношения к окружающему миру, умение выражать собственные впечатления изобразительной, конструктивно – модельной деятельностью.
    - физическое развитие: приобретение практического опыта в развитии физических качеств и координационных способностях, становление ценностей и интереса к здоровому образу жизни и активному  отдыху.

 

9. Этапы реализации проекта:

этапы проекта

педагогическая деятельность

деятельность детей

I этап
Установочный
Сентябрь 2018г

Формулирует проблему .
При постановке цели
определяется и продукт
проекта.
Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию.
Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.
Вживание в игровую
ситуацию.
Принятие задачи.
Обсуждение и дополнение
задач проекта.

II этап
Внедренческий
Октябрь 2018-
апрель 2019г

Планирование совместной
деятельности,
Сбор и систематизация
информации,
Поисковая деятельность
Проведение бесед, игр,
экскурсий и др.

Выполнение всех
необходимых действий,
завершающихся созданием
продукта проекта.

III этап
Презентационный
Май 2019г

Подготовка к презентации.
Презентация.

Подготовка продукта
деятельности к презентации.
Представление зрителям или
экспертам продукта
деятельности.

 

10. Пути реализации проекта :

 1 Блок:  «Мой детский сад»

 2 Блок:  « Мое село»

 3 Блок  «Природа родного края»

 4 Блок «Мы – туристы»

Маршрутный лист – Блок № 1

«Мой детский сад»

•         Путешествие по экологической тропе

•         Экскурсии по детскому саду.

•         Беседы, встречи с работниками детского сада.

•         Диагностическое задание: «Что я знаю о детском саде»

•         Рассматривание альбомов «Детский сад»

 

Маршрутный лист – Блок № 2

«Мое село»

•      Рассматривание альбомов «Моё село»

•      Экскурсии по селу

•      Беседы, встречи с интересными людьми села.

•      Диагностическое задание: «Что я знаю о селе»

•      Творческая мастерская (макет села)

Маршрутный лист – Блок № 3

«Природа родного края»

•         Туристические походы, прогулки на природу

•         Ознакомление с животным  и растительным миром

•         Экологические акции

•         Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины.

Маршрутный лист – Блок № 4

«Мы - туристы»

•         Просмотр презентаций, чтение, беседы

•         Творческая мастерская (Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте, компасу)

•         Диагностическое задание: «Что мы знаем о туризме»

 

Основные методы и методические приёмы:

•         Словесные   (занятия, беседа, чтение художественной литературы, рассказ).

•         Наглядные  (наблюдения, практические занятия, демонстрация видеофильмов,  слайдов, 

•         рассматривание предметов туристического снаряжения,  картинок, фотоснимков, 

•         продукт детской деятельности,  макетов мини – исследования).

Формы работы:

  • прогулки                                                                                                                                                 Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени  (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания. 
  • Экскурсии                                                                                                                                                               Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях. 
  • Походы                                                                                                                                           Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха. Туризм нравится детям, так как во время похода их ждет много интересных впечатлений, удовлетворяются их потребности в движении и физических нагрузках. Но туристический поход с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику и требует большого внимания со стороны взрослых.
  • Путешествия                                                                                                                                       Туристическое путешествие включает в себя организованное путешествие (поездка на самокатах или велосипедах, лыжах, передвижение, пребывание) детей за пределы их площадки или детского сада, с познавательной или оздоровительной целью. 
  • Семейные туристические слеты                                                                                                                  Семейные туристические слеты – это групповые семейные походы, имеющие целью физическую закалку организма и создание дружеских отношений в семье.
  • Туристские соревнования                                                                                                      Туристские соревнования проводятся по всем видам туризма, включенным в спортивную классификацию. Соревнования заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов-спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций.

 

11. Формы организации детей:

Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий -«туристская полоса»

  • Игра – тренировка
  • Игра – соревнование
  • Игра – путешествие
  • Дидактическая игра
  • Ролевые игры по ориентированию «Найди клад», «Ориентирование по легенде» и др.),
  • Экскурсионные выходы
  • Туристические походы,  прогулки , походы выходного дня.                                  
  • Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья

 

12. Структура похода:

  • Сбор и движение до первого привала (5-15 минут).
  • Остановка, привал (5-15 минут). Природоведческая деятельность.
  • Комплекс игр и упражнений (10-20 минут).
  • Самостоятельная деятельность детей (5-10 минут)
  • Сбор детей и возвращение в детский сад (5-15 минут).

Прежде чем отправиться туристический поход с детьми, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого были разработаны серии конспектов теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой, раскладывать палатку, готовить место для костра, правильно упаковывать рюкзак, уметь проверять снаряжение и подготавливать средства передвижения (лыжи). Дидактические игры, основным содержанием которых является закрепление знаний о туризме. Только овладев  необходимыми знаниями, можно отправляться в поход.

 

 

13. Связь с другими отраслями:

месяц

название учреждения

декабрь

пож.часть

январь

лыжная база.

февраль

Библиотека.

март

посещение музея СОШ

апрель

май

посещение фермы на территории с. Помоздино.

14. Перспективное планирование подготовительной группе.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.