Занятие 2. Тема: «На северном полюсе»
Цель: формирование позитивного взаимодействия детей друг с другом; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, умение распознавать настроение других, эмпатии.
Задачи:
- Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (или закрепление имеющихся знаний).
- Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
- Развитие коммуникативных навыков и культуры общения, Сплочение группы.
- Обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
- Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание окружающих.
- Развитие творческих способностей, познавательного интереса.
- Развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Материалы: индивидуальные коврики, цветик-семицветик из бумаги, иллюстрации к сказке В.Катаева «Цветик-семицветик», картинки с изображением эмоций, аудиозапись спокойной музыки.
Ход:
Вводная часть.
Приветствие. Упражнение «Я рад (а), что я сегодня с вами».
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. (см.занятие 1)
- Сегодня мы с вами опять встретились, чтобы опять побывать в сказке. Но прежде чем отправится туда, мы должны вспомнить правила поведения в сказке:
В сказке быль да в ней намёк,
Добру молодцу урок!
Слушай сказку, не зевай
Сердце своё для добра отворяй!
А зло вдруг ты встретишь
От себя ты подальше его отгоняй!
В сказке нельзя кусаться, драться!
Надо слушать друг друга и улыбаться!
Давайте творить и играть
Всегда друг другу помогать!
Ритуал входа в сказку. Упражнение «Волшебный цветок».
Содержание этапа: Воспитатель показывает детям цветик-семицветик. Воспитатель говорит, что силы на путешествие по сказке подарит Волшебный цветок. Просит посмотреть на этот цветок очень и очень внимательно и почувствовать, как его красота и сила переходят в тело: голову... шею... руки... грудь... живот... ноги. Как наполнились они волшебной силой и готовы к путешествию. Дети садятся в позу расслабления.
Рассказывание сказки.
Содержание этапа: взрослый прочитывает отрывок из сказки В.П. Катаева «Цветик - семицветик»: Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.
Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе.
Анализ сказки.
Содержание этапа: Воспитатель задает детям вопросы: «Почему Женя захотела попасть на Северный полюс? Когда она поняла, что сделала неправильно? Какие эмоции она испытывала, когда она начала мерзнуть? Как поменялось настроение, когда в сторону Жени стали приближаться белые медведи? Какую эмоцию она испытала?»
Драматизация сказки.
Содержание этапа: Девочка Женя попала на северный полюс. Так как она попала туда в легком платьице, то ей стало очень холодно и больно от мороза. А когда она увидела белых медведей она испугалась и стала плакать. Дети разыгрывают отрывок сказки. Инсценирование девочки и белых медведей. Во время проигрывания ролей воспитатель обращает внимание на картинки с изображением эмоций «страдание», «печаль», «грусть», «страх», «горе», «злость» и т.д. Подсказывает как именно надо изобразить ту или иную эмоцию или чувство.
Резюмирование.
Содержание этапа: Воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, поощряет детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
Ритуал выхода из сказки. Упражнение «Волшебный цветок».
Содержание этапа: Включается спокойная музыка.
Воспитатель: Ребята наш волшебный цветок поможет нам обратно вернутся в детский сад. Давайте скажем слова, которые говорила Женя:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб мы сейчас же очутились в детском саду.