МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Конспект НОД по теме: «Знакомство с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»

22 января 2024 г.

Тема: «Знакомство с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Возраст: 5-6 лет

Цель: продолжать знакомить детей с детской литературой, с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа».

Задачи:

Образовательные

  1. Формировать представления о некоторых жанровых особенностях сказки и рассказа;
  2. Формирование эмоционального отношения к рассказу (умению анализировать характер и поступки героев; выражать положительные эмоции: удивление, радость, интерес).

Развивающие:

1. Способствовать развитию диалогической речи детей (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения);

2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

3. Побуждать детей иллюстрировать услышанное по своему замыслу и развивать творческие способности.

Воспитательные:

  1. Приобщать детей работать сообща.

Материалы и оборудование: шляпа с полями, ПК, проектор, презентация с иллюстрациями художника И.М.Семенова, портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказу, цветные карандаши.

Ход занятия:

1.Организационная часть:

Дети стоят на коврике в свободном порядке около воспитателя.

Воспитатель вносит на занятие шляпу с полями и уточняет у детей:

В.-  Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

     -Кто знает, что это такое?

В. Правильно, ребята, это шляпа.

  -А кто знает, для чего она нужна?

В. Совершенно верно, шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)

Шляпа- это головной убор, ее носят люди. Если шляпу носят мужчины она..мужская; если ее носят женщины она…( женская); если ее носят дети, она…( детская). Все верно ребята!

   -Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (весной, осенью, летом)

  -Скажите, а у вас шляпы есть?

В. Вот какая универсальная вещь- шляпа!  Присаживайтесь за столы.

(дети садятся за столы)

В. Ребята, а еще шляпа бывает живой! Не верите? Я тоже сначала не верила, пока не прочитала рассказ Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».

Мы с вами уже говорили, что сказки и рассказы — это разные литературные жанры.

- Кто из вас помнит, чем рассказ, отличается от сказки? (ответы детей)

В. Правильно, ребята! В рассказе всегда говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как все было на самом деле? Тогда слушайте внимательно.

2. Основная часть.

1.Чтение педагогом рассказа.

В. Ребята, я буду читать вам рассказ, а вы внимательно слушайте, запоминайте героев, и смотрите на иллюстрации на экране.

Воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И.М. Семенова.

2. Беседа с детьми по содержанию рассказа:

В. Вот такой интересный рассказ.

- Чем он вам понравился?

- Как звали мальчиков? (Вовка и Вадик)

-Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)

-Где лежала шляпа? (на комоде)

-Где сидел котенок? (на полу возле комода)

-Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану? (на кухню)

-Что делали мальчики, чтобы спугнуть шляпу? (стучали по полу кочергой, кидали картошкой)

- Кто из мальчиков попал первым?  (Вадик)

-Что сначала высунулось из- под шляпы? (серый хвост)

- Как звали котенка?  (Васька)

-Скажите, история, которая произошла с мальчиками смешная или грустная? (ответы детей)

- А что вам показалось самым смешным?

-Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

Физкультминутка.

В. Ребята, встаньте около своих столов.

- Скажите, а мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу?

-А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались?

Вот как они испугались!

А теперь покажите:

- как они тряслись от страха, сидя на диване;

- как они побежали из комнаты;

- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.

В.Хорошо. А теперь вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя)

В. Автор назвал рассказ «Живая шляпа». А по-другому, как бы можно было назвать рассказ? (дети предлагают свои варианты названий, педагог привлекает малоактивных детей к творчеству)

-Молодцы, вот сколько интересных названий вы придумали для рассказа!

3. Решение проблемной ситуации.

В. Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа – волшебница», это название подошло бы для рассказа?

- Почему вы так думаете?

- Кто думает иначе? Почему? (педагог выслушивает аргументы детей за и против)

В. Конечно, ребята волшебные шляпы бывают только в сказках. А в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа- волшебница» не подходит для рассказа.

В. -  Ребята, а вы знаете, почему детям нравятся веселые рассказы Н.Н.Носова?

Да, потому, что в них рассказывается о таких же как вы непоседах и фантазерах- словом об обычных мальчиках и девочках.

-Вспомните и назовите, какой веселый рассказ этого писателя вы недавно слушали? («Фантазеры»)

4. Самостоятельная работа

В. Вы, знаете, ребята, по некоторым рассказам Н.Н.Носова уже сняты мультфильмы. Например, «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки». А мультфильма про «живую» шляпу еще нет! А вы хотите стать авторами этого мультфильма?

Тогда я вам предлагаю нарисовать картинки к рассказу Н.Н.Носова «Живая шляпа».

3. Заключительная часть

В. Вот подходит к концу наше занятие. Давайте с вами вспомним, о чем мы с вами говорили?

- С каким рассказом сегодня познакомились?

- Вам понравился рассказ?

- Кто запомнил фамилию автора?

- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей)

-Попадали ли вы в такую же ситуацию, описанную в рассказе?

В.  Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили. Ваши рисунки мы вечером сфотографируем, сделаем из них мультфильм и покажем родителям.

Анализ конспекта занятия.

Занятие предназначено для детей старшей группы. Занятие состоит из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняются различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи сформулированы конкретно и соответствуют уровню развития группы.

Преобладают вопросы проблемно-поискового характера. В конспекте использованы следующие методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

и приемы: игровой, поощрение, беседа, рассказ, рисование, создание мультфильма.