Тема: «Знакомство с рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа»
Возраст: 5-6 лет
Цель: продолжать знакомить детей с детской литературой, с рассказом Н.Н.Носова «Живая шляпа».
Задачи:
Образовательные
- Формировать представления о некоторых жанровых особенностях сказки и рассказа;
- Формирование эмоционального отношения к рассказу (умению анализировать характер и поступки героев; выражать положительные эмоции: удивление, радость, интерес).
Развивающие:
1. Способствовать развитию диалогической речи детей (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения);
2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
3. Побуждать детей иллюстрировать услышанное по своему замыслу и развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Приобщать детей работать сообща.
Материалы и оборудование: шляпа с полями, ПК, проектор, презентация с иллюстрациями художника И.М.Семенова, портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказу, цветные карандаши.
Ход занятия:
1.Организационная часть:
Дети стоят на коврике в свободном порядке около воспитателя.
Воспитатель вносит на занятие шляпу с полями и уточняет у детей:
В.- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
-Кто знает, что это такое?
В. Правильно, ребята, это шляпа.
-А кто знает, для чего она нужна?
В. Совершенно верно, шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)
Шляпа- это головной убор, ее носят люди. Если шляпу носят мужчины она..мужская; если ее носят женщины она…( женская); если ее носят дети, она…( детская). Все верно ребята!
-Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (весной, осенью, летом)
-Скажите, а у вас шляпы есть?
В. Вот какая универсальная вещь- шляпа! Присаживайтесь за столы.
(дети садятся за столы)
В. Ребята, а еще шляпа бывает живой! Не верите? Я тоже сначала не верила, пока не прочитала рассказ Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
Мы с вами уже говорили, что сказки и рассказы — это разные литературные жанры.
- Кто из вас помнит, чем рассказ, отличается от сказки? (ответы детей)
В. Правильно, ребята! В рассказе всегда говориться о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как все было на самом деле? Тогда слушайте внимательно.
2. Основная часть.
1.Чтение педагогом рассказа.
В. Ребята, я буду читать вам рассказ, а вы внимательно слушайте, запоминайте героев, и смотрите на иллюстрации на экране.
Воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И.М. Семенова.
2. Беседа с детьми по содержанию рассказа:
В. Вот такой интересный рассказ.
- Чем он вам понравился?
- Как звали мальчиков? (Вовка и Вадик)
-Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)
-Где лежала шляпа? (на комоде)
-Где сидел котенок? (на полу возле комода)
-Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану? (на кухню)
-Что делали мальчики, чтобы спугнуть шляпу? (стучали по полу кочергой, кидали картошкой)
- Кто из мальчиков попал первым? (Вадик)
-Что сначала высунулось из- под шляпы? (серый хвост)
- Как звали котенка? (Васька)
-Скажите, история, которая произошла с мальчиками смешная или грустная? (ответы детей)
- А что вам показалось самым смешным?
-Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Физкультминутка.
В. Ребята, встаньте около своих столов.
- Скажите, а мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу?
-А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались?
Вот как они испугались!
А теперь покажите:
- как они тряслись от страха, сидя на диване;
- как они побежали из комнаты;
- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.
В.Хорошо. А теперь вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя)
В. Автор назвал рассказ «Живая шляпа». А по-другому, как бы можно было назвать рассказ? (дети предлагают свои варианты названий, педагог привлекает малоактивных детей к творчеству)
-Молодцы, вот сколько интересных названий вы придумали для рассказа!
3. Решение проблемной ситуации.
В. Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа – волшебница», это название подошло бы для рассказа?
- Почему вы так думаете?
- Кто думает иначе? Почему? (педагог выслушивает аргументы детей за и против)
В. Конечно, ребята волшебные шляпы бывают только в сказках. А в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа- волшебница» не подходит для рассказа.
В. - Ребята, а вы знаете, почему детям нравятся веселые рассказы Н.Н.Носова?
Да, потому, что в них рассказывается о таких же как вы непоседах и фантазерах- словом об обычных мальчиках и девочках.
-Вспомните и назовите, какой веселый рассказ этого писателя вы недавно слушали? («Фантазеры»)
4. Самостоятельная работа
В. Вы, знаете, ребята, по некоторым рассказам Н.Н.Носова уже сняты мультфильмы. Например, «Бобик в гостях у Барбоса», «Приключения Незнайки». А мультфильма про «живую» шляпу еще нет! А вы хотите стать авторами этого мультфильма?
Тогда я вам предлагаю нарисовать картинки к рассказу Н.Н.Носова «Живая шляпа».
3. Заключительная часть
В. Вот подходит к концу наше занятие. Давайте с вами вспомним, о чем мы с вами говорили?
- С каким рассказом сегодня познакомились?
- Вам понравился рассказ?
- Кто запомнил фамилию автора?
- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей)
-Попадали ли вы в такую же ситуацию, описанную в рассказе?
В. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили. Ваши рисунки мы вечером сфотографируем, сделаем из них мультфильм и покажем родителям.
Анализ конспекта занятия.
Занятие предназначено для детей старшей группы. Занятие состоит из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняются различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи сформулированы конкретно и соответствуют уровню развития группы.
Преобладают вопросы проблемно-поискового характера. В конспекте использованы следующие методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.
и приемы: игровой, поощрение, беседа, рассказ, рисование, создание мультфильма.