Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Методическая разработка
Разработал: Воспитатель, без категории
Колегова Дарина Васильевна.
Занятие по экологии в старшей группе детского сада «Как узнать растение»
Цели:
- Обобщить представления детей о типичной морфологии растений (куст, дерево, цветок);
- Закрепить представление о понятии «живое и неживое».
Задачи:
- Развивать умственные операции: сравнение и обобщение, интерес ко всему живому, окружающему нас;
- Закрепить умение различать и называть части растений (корень, стебель, ствол, ветки, листья, семена);
- Формировать представления детей о потребности растений (тепло, свет, влага, земля) и навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки;
- Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Словарная работа:
- Развивать доказательную речь детей;
- Активизировать словарь: закреплять названия частей растений – корень, стебель, ствол, листья, семена, шишки, хвоинки;
- Активизировать в речи слова: растение, куст, дерево, цветок, почва, свет, тепло, вода.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций: дерево, куст, цветок и их сравнение;
- Рассматривание дерева и куста на прогулке, выделяя части растений;
- Дидактическая игра «Живое — неживое»;
- Наблюдение за комнатными растениями (тянется к свету). Посадка лука в воду, в почву. Проведение опытов с луковицей на зависимость ее роста от изменений условий среды (с водой – без воды, на свету – без света);
- Наблюдение за изменением веток, внесенных в группу.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации (дерево – сосна, куст – сирень);
- Набор сюжетных картинок «Где растут растения»;
- Аудиозапись музыки «Легкий ветерок» и «Как прекрасен этот мир»;
- Искусственный цветок – нарцисс;
- Крупные разрезные картинки – дерево, куст, цветок;
- Папка;
- Игрушка – Почемучка.
Ход занятия:
В группе появляется игрушка – Почемучка.
Почемучка – Здравствуйте, ребята.
Воспитатель – Здравствуй, Почемучка. Какой у тебя красивый конверт. Нам с ребятами хочется узнать, что ты в нем принес?
Почемучка – Я принес картинки о природе. Хотите посмотреть?
Дети – Да, хотим.
Почемучка достает картинку с изображением сосны.
Воспитатель – Ребята, что это такое?
Дети – Это сосна, дерево, растение.
Воспитатель – Как вы это узнали?
Дети – У сосны длинные иголки и шишки.
Воспитатель – А зачем сосне нужны шишки и хвоинки?
Дети – В шишках прячутся семена, а хвоинками дерево дышит.
Воспитатель – Что еще есть у сосны?
Дети – Ствол, ветки, корень.
Воспитатель – А зачем нужен дереву ствол? Зачем нужен корень?
Дети – На стволе растут ветки. Корень питает дерево.
Воспитатель – Нужно ли дереву передвигаться в поисках пищи?
Дети – Нет, у дерева нет ног, оно питается при помощи корней из земли.
Воспитатель – Почемучка, а ты знаешь, откуда берутся живые сосны?
Почемучка – Их папы делают на работе.
Воспитатель – Ребята, прав ли Почемучка?
Дети – Нет.
Воспитатель – Можно ли сделать живое дерево?
Дети – Нет.
Воспитатель – Откуда берутся живые деревья?
Дети – Вырастают из семян.
Почемучка – Теперь я буду знать, что растения вырастают из семян. Первую картинку вы узнали, а другую вы точно не узнаете.
(Достает из папки иллюстрацию с изображением сирени)
Воспитатель – Ребята, что это такое?
Дети – Куст сирени.
Почемучка – Нет, это дерево.
Воспитатель – Давайте не будем спорить, поставим рядом картинки и сравним их. Что есть у дерева и у сирени общего?
Дети – Корень, ветки, листья.
Воспитатель – А чем же они отличаются?
Дети – У сирени несколько стволов – это куст, есть красивые цветы.
Воспитатель – Слышишь, Почемучка, ребята говорят, что у дерева только один ствол – высокий, большой, а у куста – несколько тонких стволов.
Почемучка – Ребята, вы так много знаете, помогите мне посадить этот цветочек, забыл, как называется.
Дети – Это же нарцисс. Он не будет расти, потому что он пластмассовый.
Воспитатель – А, какие цветы могут расти, цвести?
Дети – Живые.
Физкультминутка (воспитатель включает запись ветра).
Воспитатель – Слышите волшебную музыку? Сейчас я превращаю девочек в легкий ветерок, они будут бегать легко, на носочках, а мальчиков превращу в деревья, веточки тянутся к солнышку и слегка покачиваются, ноги не двигаются, корни крепко сидят в земле. А теперь девочки превращаются в деревья, а мальчики становятся ветерком. Вот и утих ветерок. Все снова превращаются в ребят. 1, 2, 3, 4, 5 – стали ребятишками опять.
Наступили первые весенние деньки. Мы с вами пойдем гулять. Вот наши поляночки. А на них есть карточки. А картинки не простые, а картинки разрезные. Кто их быстро соберет, тот и назовет.
(Дети играют в игру «Собери картинку»).
Воспитатель – Что выросло на этой полянке?
Дети – Дерево.
Воспитатель – А что выросло у вас на полянке?
Дети – Куст с ягодами.
Воспитатель – Кто может его назвать?
Дети – Ежевика.
Воспитатель – Что у вас выросло?
Дети – Цветок.
Воспитатель – Почемучка, а тебе нравятся наши полянки?
Почемучка – Да, очень нравятся. Молодцы, ребята!
Воспитатель – Теперь-то ты понял, что такое растение?
Почемучка – Да, что большое, то и растение.
Дети – Растения бывают разные, большие и маленькие.
Почемучка – У кого листочки маленькие, кругленькие, те и есть растения?
Дети – Листья бывают разные, маленькие и большие, круглые и овальные, гладкие и мохнатые.
Почемучка – Растения – это то, что растет в лесу?
Дети – Не только в лесу.
Воспитатель – Ребята сейчас тебе расскажут, где могут расти растения.
Дети – В саду, в огороде, на улице, дома в горшках.
(Звучит спокойная музыка)
Воспитатель – Почемучка, мы научим тебя играть в воображалку. Сядьте все удобно, представьте, что вы растение. Куст, дерево или цветок. О чем могут думать растения? Чего им хочется?
В кого ты превратился?
Ребенок – Я дерево дуб.
Воспитатель – О чем ты думаешь?
Ребенок – Мне не хватает земли.
Воспитатель – Как можно помочь дубу?
Дети – Присыпать корни землей.
(Таким образом, воспитатель спрашивает несколько детей)
(Музыку выключают)
Воспитатель – Ребята, что нужно цветам для того, чтобы они были крепкими, здоровыми, цветущими? Выходите и выберите картинки. Что нужно цветам для жизни.
(Работа по карточкам моделям)
Почемучка – Спасибо вам, ребята. Вы настоящие знатоки природы, я многому у вас научился. Я обязательно расскажу своим друзьям, что растениям надо относиться бережно, заботиться о них.