МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Занятие по экологии в старшей группе детского сада «Как узнать растение»

21 февраля 2024 г.

Министерство образования Республики Коми

Управление образования администрации

муниципального района «Усть-Куломский»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» с. Помоздино

Методическая разработка

Разработал: Воспитатель, без категории

Колегова Дарина Васильевна.

 

Занятие по экологии в старшей группе детского сада «Как узнать растение»

Цели:

  • Обобщить представления детей о типичной морфологии растений (куст, дерево, цветок);
  • Закрепить представление о понятии «живое и неживое».

Задачи:

  • Развивать умственные операции: сравнение и обобщение, интерес ко всему живому, окружающему нас;
  • Закрепить умение различать и называть части растений (корень, стебель, ствол, ветки, листья, семена);
  • Формировать представления детей о потребности растений (тепло, свет, влага, земля) и навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки;
  • Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Словарная работа:

  • Развивать доказательную речь детей;
  • Активизировать словарь: закреплять названия частей растений – корень, стебель, ствол, листья, семена, шишки, хвоинки;
  • Активизировать в речи слова: растение, куст, дерево, цветок, почва, свет, тепло, вода.

Предшествующая работа:

  • Рассматривание иллюстраций: дерево, куст, цветок и их сравнение;
  • Рассматривание дерева и куста на прогулке, выделяя части растений;
  • Дидактическая игра «Живое — неживое»;
  • Наблюдение за комнатными растениями (тянется к свету). Посадка лука в воду, в почву. Проведение опытов с луковицей на зависимость ее роста от изменений условий среды (с водой – без воды, на свету – без света);
  • Наблюдение за изменением веток, внесенных в группу.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации (дерево – сосна, куст – сирень);
  • Набор сюжетных картинок «Где растут растения»;
  • Аудиозапись музыки «Легкий ветерок» и «Как прекрасен этот мир»;
  • Искусственный цветок – нарцисс;
  • Крупные разрезные картинки – дерево, куст, цветок;
  • Папка;
  • Игрушка – Почемучка.

Ход занятия:

В группе появляется игрушка – Почемучка.

Почемучка – Здравствуйте, ребята.

Воспитатель – Здравствуй, Почемучка. Какой у тебя красивый конверт. Нам с ребятами хочется узнать, что ты в нем принес?

Почемучка – Я принес картинки о природе. Хотите посмотреть?

Дети – Да, хотим.

Почемучка достает картинку с изображением сосны.

Воспитатель – Ребята, что это такое?

Дети – Это сосна, дерево, растение.

Воспитатель – Как вы это узнали?

Дети – У сосны длинные иголки и шишки.

Воспитатель – А зачем сосне нужны шишки и хвоинки?

Дети – В шишках прячутся семена, а хвоинками дерево дышит.

Воспитатель – Что еще есть у сосны?

Дети – Ствол, ветки, корень.

Воспитатель – А зачем нужен дереву ствол? Зачем нужен корень?

Дети – На стволе растут ветки. Корень питает дерево.

Воспитатель – Нужно ли дереву передвигаться в поисках пищи?

Дети – Нет, у дерева нет ног, оно питается при помощи корней из земли.

Воспитатель – Почемучка, а ты знаешь, откуда берутся живые сосны?

Почемучка – Их папы делают на работе.

Воспитатель – Ребята, прав ли Почемучка?

Дети – Нет.

Воспитатель – Можно ли сделать живое дерево?

Дети – Нет.

Воспитатель – Откуда берутся живые деревья?

Дети – Вырастают из семян.

Почемучка – Теперь я буду знать, что растения вырастают из семян. Первую картинку вы узнали, а другую вы точно не узнаете.

(Достает из папки иллюстрацию с изображением сирени)

Воспитатель – Ребята, что это такое?

Дети – Куст сирени.

Почемучка – Нет, это дерево.

Воспитатель – Давайте не будем спорить, поставим рядом картинки и сравним их. Что есть у дерева и у сирени общего?

Дети – Корень, ветки, листья.

Воспитатель – А чем же они отличаются?

Дети – У сирени несколько стволов – это куст, есть красивые цветы.

Воспитатель – Слышишь, Почемучка, ребята говорят, что у дерева только один ствол – высокий, большой, а у куста – несколько тонких стволов.

Почемучка – Ребята, вы так много знаете, помогите мне посадить этот цветочек, забыл, как называется.

Дети – Это же нарцисс. Он не будет расти, потому что он пластмассовый.

Воспитатель – А, какие цветы могут расти, цвести?

Дети – Живые.

Физкультминутка (воспитатель включает запись ветра).

Воспитатель – Слышите волшебную музыку? Сейчас я превращаю девочек в легкий ветерок, они будут бегать легко, на носочках, а мальчиков превращу в деревья, веточки тянутся к солнышку и слегка покачиваются, ноги не двигаются, корни крепко сидят в земле. А теперь девочки превращаются в деревья, а мальчики становятся ветерком. Вот и утих ветерок. Все снова превращаются в ребят. 1, 2, 3, 4, 5 – стали ребятишками опять.

Наступили первые весенние деньки. Мы с вами пойдем гулять. Вот наши поляночки. А на них есть карточки. А картинки не простые, а картинки разрезные. Кто их быстро соберет, тот и назовет.

(Дети играют в игру «Собери картинку»).

Воспитатель – Что выросло на этой полянке?

Дети – Дерево.

Воспитатель – А что выросло у вас на полянке?

Дети – Куст с ягодами.

Воспитатель – Кто может его назвать?

Дети – Ежевика.

Воспитатель – Что у вас выросло?

Дети – Цветок.

Воспитатель – Почемучка, а тебе нравятся наши полянки?

Почемучка – Да, очень нравятся. Молодцы, ребята!

Воспитатель – Теперь-то ты понял, что такое растение?

Почемучка – Да, что большое, то и растение.

Дети – Растения бывают разные, большие и маленькие.

Почемучка – У кого листочки маленькие, кругленькие, те и есть растения?

Дети – Листья бывают разные, маленькие и большие, круглые и овальные, гладкие и мохнатые.

Почемучка – Растения – это то, что растет в лесу?

Дети – Не только в лесу.

Воспитатель – Ребята сейчас тебе расскажут, где могут расти растения.

Дети – В саду, в огороде, на улице, дома в горшках.

(Звучит спокойная музыка)

Воспитатель – Почемучка, мы научим тебя играть в воображалку. Сядьте все удобно, представьте, что вы растение. Куст, дерево или цветок. О чем могут думать растения? Чего им хочется?

В кого ты превратился?

Ребенок – Я дерево дуб.

Воспитатель – О чем ты думаешь?

Ребенок – Мне не хватает земли.

Воспитатель – Как можно помочь дубу?

Дети – Присыпать корни землей.

(Таким образом, воспитатель спрашивает несколько детей)

(Музыку выключают)

Воспитатель – Ребята, что нужно цветам для того, чтобы они были крепкими, здоровыми, цветущими? Выходите и выберите картинки. Что нужно цветам для жизни.

(Работа по карточкам моделям)

Почемучка – Спасибо вам, ребята. Вы настоящие знатоки природы, я многому у вас научился. Я обязательно расскажу своим друзьям, что растениям надо относиться бережно, заботиться о них.

 

Fevral_DV.docx (20 КБ)