МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Конспект по развитию речи в старшей группе «Звук и буква М».

20 марта 2024 г.

Министерство образования Республики Коми

Управление образования администрации

муниципального района «Усть-Куломский»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» с. Помоздино

Методическая разработка

Разработал: Воспитатель, без категории

Колегова Дарина Васильевна.

 

Конспект по развитию речи в старшей группе «Звук и буква М».

Программное содержание:

  • Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука
  • учить читать слоги с буквой м
  • закреплять умение у детей производить словообразование
  • закреплять умение определять место звука в слове.
  • Развивать графические навыки
  • Воспитывать у детей внимание, умение анализировать, активизировать мыслительную деятельность детей.

Демонстрационный материал: буква М; конверты с заданиями; красные, синие, зеленые, черные фишки; плакат «МЫШКА»; набор гласных букв (А, О, И, Ы, У, Е); домики для определения места звука в слове; мяч.

Раздаточный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки на подносе; звуковые дорожки; предметные картинки; игра «Допиши букву», карандаши.

Предварительная работа: звуковой анализ слов; определение ударного слога; дидактические игры и упражнения «Найди место звука в слове»«Закончи слово»«Допиши букву»«Цепочка слов»; отгадывание загадок.

Ход занятия

Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и сказать, на какой звук начинаются слова – отгадки:

1. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится (мыло)

2. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил (мел)

3. Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки (мышь)

4. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Воспитатель выставляет отгадки на доску.

- Молодцы, скажите, какой первый звук вы услышали в словах МЕЛ и МЕДВЕДЬ? (звук [мь]). Какой это звук? (мягкий согласный)

Воспитатель выставляет рядом с отгадками зеленую фишку.

- А какой звук в словах МЫШКА и МЫЛО? (звук м — твердый согласный)

Воспитатель выставляет рядом с отгадками синюю фишку.

- Правильно. А вот и сама буква М пришла к нам в гости. (Педагог выносит букву М, на ней конверты).

- Скажите, где вы видели букву М? (ответы детей)

- На что похожа буква?

Хорошо известно всем,

Где метро, там буква М (А. Шибаев)

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем! (Е. Тарлапан)

- Посмотрите, ребята, буква принесла с собой конверты. Как вы думаете, что в них? (ответы детей)

- Давайте откроем первый конверт.

1 конверт — в нем изображение буквы М.

Ребенок открывает конверт и читает задание: «Изобразить букву М».

- Как мы можем изобразить букву М? (ответы детей: вылепить, нарисовать)

- Ребята, подумайте, как мы можем сделать букву, если нет никаких материалов?

(Если дети не придумывают, педагог предлагает встать парами и взять друг друга за руки).

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. (Г. Виеру)

- Посмотрите, мы все построили букву. Мы справились с заданием? (да)

- Вы хотите узнать, что в остальных конвертах? Тогда давайте сядем за столы и продолжим выполнять задания.

2 конверт – на нем звуковая дорожка и картинка с мышкой

- Как вы думаете, что мы должны будем сделать? (ответы детей)

Задание: сделать звуковой анализ слова мышка. (На доске вывешивается карта со звуковой дорожкой)

Дети выполняют самостоятельно, один ребенок разбирает у доски, затем проверяем и исправляем ошибки.

- Сколько звуков в слове мышка? (5)

- Какие твердые согласные звуки в слове? ([М], [ Ш], [К])

- Какие гласные звуки? ([Ы], [ А])

- Какой ударный звук? ([Ы])

- Скажите, сколько слогов в слове «Мышка»(2)

- Как мы проверяем количество слогов? (отхлопываем, подставляем ладонь к нижней челюсти).

По заданию воспитателя дети убирают ударный звук, звук [Ш], звук [М], безударный гласный, звук [К].

3 конверт – в нем схема предложения

- Ребята, а сейчас мы придумаем предложения из 3 слов со словом «мышка».

- Давайте составим схему такого предложения. Что мы должны вспомнить? (первое слово в предложении пишется с большой буквы и в конце ставится точка).

Дети придумывают предложения.

4 конверт – на нем таблицы для определения места звука в слове.

Задание: определить место звука в слове.

- Посмотрите на картинки у вас на столах, определите место звука [М] или [МЬ] в названии предмета и подойдите к своему домику.

Дети выходят к своему домику.

Воспитатель опрашивает детей, почему они пришли к этому домику. (Ответы детей «В слове Машина звук [М] – первый»)

5 конверт – в нем картинка мяч.

Задание: придумать слова на заданный слог.

Игра с мячом «Закончи слово».

Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и называет слог (ма, ми, му…). Ребенок придумывает слово на этот слог (Мяч, машина, малыш, муравей…)

6 конверт – в нем гласные буквы (А, У, О, И, Ы, Е).

Задание: прочитать слоги с буквой М.

Каждый выбирает гласную букву, присоединяет к букве М и прочитывает слог (МА, МУ..) и садится за стол.

7 конверт – в нем рисунок с недописанной буквой М

Задание: дописать букву

Упражнение «Допиши букву»

Дети выполняют задание за столами. Затем к доске вызываются дети, и каждый дописывает свою букву.

- Молодцы, справились и с этим заданием!

- Молодцы, ребята. Вы выполнили все задания буквы М, она дарит вам подарки (набор ручек) и хочет погостить у вас в группе.