Познавательное занятие для старшей группы "День Земли"
МДОУ «Детский сад №2» с. Помоздино
Составила: воспитатель Тарабукина М.Г.
Цель:
расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.
Задачи:
- Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
-Закрепить знания детей о глобусе – моделью планеты Земля.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.
-Развивать творческие способности детей;
Ход:
--- Ребята, вы знаете, что существует много разных праздников. Есть даже определенные дни, даты (День защитника Отечества, Женский день, День матери, и т. д.). Но не все знают, что есть праздник День Земли. Много происходит в мире аварий, которые наносят вред нашей планете Земля. Вот и решили хотя бы раз в году напоминать людям о значении доброго, бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так и появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля официально признан Днем Земли. Этот праздник объединил много стран. И мы с вами присоединяемся к ним, отмечаем этот день.
22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.
--- У нашей планеты, как и у всех нас, тоже есть день рождения, и отмечается он весной.
Земля –наш родной и общий дом,
В котором мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зеленый луг,
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!
---А кто из вас знает, что такое Земля? (ответы детей)ПЛАНЕТА
Это не только горсть почвы, на которой мы сажаем растения, это большая планета (показывает руками) под названием Земля, а это …….
---Ребята, отгадайте загадку, будьте внимательны!
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чем тут фокус?
Я держу руками … (глобус) .
Это уменьшенная модель планеты Земля.
- Ребята, давайте расскажем , какую форму имеет наша планета Земля (наша планета имеет форму шара).
-Что означают цвета нашей планеты? Как вы думаете, что отмечено синим цветом? (синим цветом отмечены моря, реки, озера).
- Как вы считаете, что отмечено зеленым цветом? (зеленым цветом отмечены леса, луга, поля, джунгли, трава).
- Дети, что отмечено коричневым цветом? (коричневым цветом отмечены земли, горы).
- А что отмечено белым цветом? (в этих местах Земли только лёд и снег, нет растений, вечная мерзлота, царство льда и снега).
- А какого цвета больше всего на нашей планете? (на нашей планете больше всего голубого цвета)
- Верно, поэтому, когда наш космонавт Ю. Гагарин увидел Землю из космоса, он назвал ее голубой планетой.
Космонавты увидели из космоса.
И то, что они увидели, было перенесено на карту и сделан макет – глобус.
--- Над Землёю всегда светит яркое солнце (светит фонариком).
Земля такая большая, что если где-то идёт снег, то в это время в другом месте светит солнышко и люди купаются в реке или море;
кто-то ложится спать, потому что у них наступает ночь, а в это время кто-то уже просыпается и собирается в школу или детский сад, потому что у них уже утро.
Земля вращается? (показывает).
---Повернётся она вокруг себя – вот и прошёл день. За один день, ребята, происходит много событий: люди спешат на работу, на отдых, засеивают поля, собирают урожай, играют в футбол, плавают в бассейне, рисуют картины, играют на инструментах, летят птицы по своим делам, ползут букашки в свои норки. Все заняты своими делами.
Земля - это большой дом, где живём и мы с вами, и многие-многие люди, каждый в своём государстве. Наше государство называется?
--- РОССИЯ.
Сегодня мы празднуем День Земли.
Мы Землю славим и за всё благодарим.
Все живые существа на Земле находят для себя пропитание.
Всё, что нужно для жизни, даёт нам Земля:
пищу, материал для одежды, воду.
Земля – прекрасная планета!
Люди должны любить и беречь её, ведь она наш общий дом.
Ребята, сегодня к себе на День рождения пригласили планету Земля.
Ее день рождения отмечают все люди на земном шаре. В этот день все стараются посадить деревья, цветы, сделать скворечники для птиц, убирают мусор с улиц, площадей, очищают водоемы.
---Действительно, ребята, наша планета Земля – это наш дом. А в доме, чтобы хорошо жилось, надо поддерживать чистоту и порядок самим и не давать никому его нарушать. Оберегать и не загрязнять природу, мусор бросать в специально предназначенные для этого контейнеры и урны. Люди стараются сохранить и украсить свой дом – нашу планету.
---Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер срывает листву.
Дружно руками помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем:
Крылья сложили назад.
---Ребята, а давайте поиграем?
Проводится игра с мячом: Воспитатель задает вопрос и бросает мяч
• Кто живет на Земле? (животные, насекомые, цветы т. д.)
• Кто живет под Землей? (червяки, кроты, жуки т. д)
• Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)
• Когда на улице светло? (днем)
• Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т. д)
• Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)
• Что делают пчелы? (собирают нектар)
---Вы ребята молодцы, всё про Землю знаете.
А сейчас, я хочу узнать, как вы умеете отгадывать загадки:
Загадки:
1. Что так в небе ярко светит?
Свет пускает мне в оконце.
Отвечайте дружно дети,
Это светит ярко ……….. (солнце).
2. Это что за красота,
На полянке у ручья?
Распустился очень нежный,
Беленький цветок , …………….. (подснежник).
3. Спит зимой, весну он ждет.
Очень любит сладкий мёд.
Нравится ему реветь.
Этот зверь лесной, …………… (медведь ).
4. Зиму в шубке белой был,
А весной её сменил,
Стал он серый попрыгайка,
Маленький трусишка ………. (зайка).
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий – синий………….(Небо)
Живою может быть и мертвой,
И жидкою и очень твердой…
Таится может в небесах
И в глубине земли скрываться,
И испарятся на глазах,
И тут же снова появляться!...............(Вода)
Кто весь век в воде живет,
А сама воды не пьет:
Ни озерной, ни речной,
Ни какой-нибудь иной…………(Рыба)
Дидактическая игра «Разноцветная земля»
---Ребята, а ведь Земля в разное время года бывает разной.
Когда земля бывает белой?
А желтой, красной, оранжевой?
Когда бывает зелёной?
А когда – разноцветной?
----Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось, потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди (так и загрязняется наша Земля). Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует помощи.
- В какие игры мы с вами играли?
- Что вам понравилось больше всего?
Рисование«Земля - наш общий дом»
Цель: развивать инициативу и самостоятельность в ходе продуктивной деятельности.
Задачи:
Учить использовать в работе разные средства выразительности рисунка;
Развивать творческие способности детей;
Воспитывать любовь к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Материалы: цветные карандаши, восковые мелки, листы бумаги А4, простые карандаши, краски.
Ход занятия:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Интересный рисунок на тему «День Земли» можно выполнить, используя восковые мелки и акварельные краски.
Для начала, нам понадобится какой-то круглый предмет подходящего размера. Это может быть одноразовая тарелка, которую не страшно вручить даже самым маленьким деткам. Мы прикладываем тарелку к центру большого белого листа и обводим ее простым карандашом.
Теперь нужно вооружиться линейкой и провести прямые линии от получившегося круга к краю листа. Проводим не менее десяти – двенадцати таких линий, отчего наш круг приобретает сходство с солнцем, окруженным ореолом лучей.
Обводим все контуры, нанесенные простым карандашом, черным восковым мелком.
В центре круга делаем наброски силуэтов материков и островов. Белым восковым мелком рисуем разные символы на пространствах, ограниченных «лучами» солнца.
Вооружаемся акварельными красками и кистью.
И превращаем наше солнце в планету Земля.
Острова и материки покрываем зеленым.
А пространство между ними – синим, как воды Мирового океана.
Постепенно ваш набросок приобретет сходство с изображением Земли из Космоса.
Теперь самое интересное: яркими цветами нужно будет раскрасить пространство между «лучиками», где мы до этого наносили символы белым восковым мелком.
При этом нанесенные мелком символы станут явными. А наш рисунок превратится в самый настоящий плакат, посвященный Дню Земли.
Останется только нанести нужные штрихи более темными оттенками красок.
И картина станет просто неотразимой!
Итогова часть:
Вот, работа и готова! Покажите друг другу, какая у вас планета получилась красивая, большая - настоящая планета - Дом! Места на ней всем хватило - и людям, и животным, и птицам, и растениям.
Так давайте беречь и охранять нашу Землю, ведь она у нас одна. Другой такой нет!