Тема: «Четыре свечи»
Цель: активизировать внутренний потенциал педагогов на решение внутренних и внешних конфликтов.
ХОД:
«Если хочешь изменить мир, начни с себя!»
Воспитатель новой формации –это креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Ст.воспитатель: Сейчас предлагаю прием «гусеница» (музыка «Финская полька».
Цель приема: преодоление межличностных барьеров, понимание индивидуальных особенностей человека
Ход: Участники каждой группы выстраиваются друг за другом, а между ними надутые шарики или мячи задача каждой группы выполняя задания не выпустить шарик.
Задания:
- Покажите, как дети кушают?
- Как они спят?
- Делают зарядку?
- Умываются?
- Идут на прогулку.
Упражнение «Что меня волнует?»
Ст.воспитатель: сейчас возьмите листочки и напишите на нем то, что сейчас волнует – это может быть любая жизненная ситуация, в которой вы затрудняетесь найти правильное решение.
Ст.воспитатель: предлагаю теперь посмотреть притчу «Четыре свечи» http://www. youtube. com/watch?v=eETRJ98E1Do (останавливаем момент , где ребенок заплакал)
Ст.воспитатель: Результатом современного детского сада - это счастливый ребенок, который не должен плакать. Мы как воспитатели нового формата должны внести в душу ребенка спокойствие, веру в свои силы, любовь к ближнему.
Вопрос аудитории: «А что для этого нужно?»
Ответы педагогов.
Ст.воспитатель: А мы считаем, что «Смелость обучать - это то качество, которым должен обладать педагог нового формата». Так же педагог в современном мире должен нестандартно мыслить, быть творческим, креативным, у него должно быть развито критическое мышление.
Как же это сделать?
Ответы.
Ст.воспитатель: Есть очень хороший метод, чтобы развить критическое мышление.
Это метод «Шести шляп» — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.
Назначение метода
Цель метода
Суть метода
Шесть шляп мышления
Узнаете из памятки
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Что произошло?
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. Какие у вас возникли чувства?
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Что положительного в этой ситуации?
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Что трагичного в этой ситуации?
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Что бы вы сделали на месте воспитателя?
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.). Что можно взять для себя из этой ситуации с точки зрения родителя и с точки зрения педагога?
Достоинства метода
Наглядность, простота освоения и применения.
Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода
Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
Дополнительная информация:
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
С помощью этого метода попробуем решить один кейс, связанный с ситуацией из жизни детского сада. Но когда будем решать кейс помните о своей проблеме, которая у вас написана на листочке и попробуйте в мыслях ее решить.
Итак:
«Ребенок не хочет идти в детский сад, мама обвиняет воспитателя»
Маша не хочет идти в детский сад, потому что вы с ней разговариваете на повышенных тонах и постоянно кричите на других детей. Как только она узнает, что сегодня Екатерина Андреевна, сразу в слезы.
Что на самом деле говорит родитель. Мама Маши беспокоится по поводу нежелания дочки идти в детский сад, переживает, насколько ребенку эмоционально комфортно и безопасно рядом с педагогом. Чаще всего в таких ситуациях родители ориентируются на реакцию самого ребенка. Данный пример демонстрирует желание мамы Маши прояснить ситуацию в прямой коммуникации с воспитателем.
Если бы мама не проявляла открыто и сразу недовольство, это привело бы к накоплению раздражения и вылилось в жалобу руководителю. В таких ситуациях помогают просмотр записи камер, установленных в группе, и анализ того, как воспитатель общается с конкретным ребенком и другими детьми, и какие педагогические технологии он применяет.
Как воспитателю на это реагировать. Возможно, воспитатель не замечает, как общается с детьми. Для этого бывает полезным посмотреть на себя со стороны. Если он действительно разговаривает с ребенком и другими детьми громким голосом, но при этом не переходит на крик, нужно объяснить родителю причину: «Елена Сергеевна, да, бывает, что разговариваю громко. Это для того, чтобы обратить внимание детей и рассказать им, чем мы будем заниматься. Жаль, что не замечала, как на это реагирует Маша. Спасибо, за Ваше обращение. Буду более внимательна».
Если повышенный тон преобладает и часто переходит в крик, педагогу следует ответить на вопросы: «На что я раздражаюсь при взаимодействии с Машей?», «Что хочу донести криком?», «Как часто повышаю голос?», «Что предшествует сильному раздражению и последующему крику?», «Какие другие средства и способы общения с детьми я знаю?», «Кто может помочь решить проблему коммуникации с детьми в группе?». Если воспитатель испытывает раздражение в большинстве случаев при взаимодействии с детьми, это повод задуматься о причинах и попробовать найти решения проблемы совместно с педагогом-психологом.
С.воспитатель: Будет ли гореть 4 свеча и что это за свеча? Ваши предположения?
Просмотр притчи до конца.
У нас есть свеча надежды и мы с вами сегодня можем зажечь три погасшие. Пусть спокойствие будет всегда в вашей душе. Оно нам необходимо.
Пусть вера в себя и в ваших воспитанников не покидает вас.
Пусть любовь к детям согреет ваши сердца.
И пусть у вас всегда будет свеча надежды на светлое будущее.
Зажигаем потухшие свечи при помощи свечи Надежды.
Рефлексия: Теперь возьмите свои листочки с проблемами и подумайте появилась ли у Вас надежда решения вашей проблемы. Пишут обратную связь на листочке со свечей