Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» с.Помоздино
«УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ»
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - СОСТОЯНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ, ПРИ КОТОРОМ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СПРАВИТЬСЯ С ОБЫЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СТРЕССАМИ, ПРОДУКТИВНО РАБОТАТЬ И ВНОСИТЬ ВКЛАД В ЖИЗНЬ СВОЕГО СООБЩЕСТВА.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА -АДЕКВАТНЫЙ ВОЗРАСТУ УРОВЕНЬ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ СФЕР (ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ), СПОСОБНОСТЬ К САМОУПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ, АДАПТИВНОСТЬ В МИКРО-СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ, АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ И РЕАГИРОВАНИЯ.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА:
- ПРЕОБЛАДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ НАД ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ;
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИХ В ЧЕРТАХ ХАРАКТЕРА И ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ;
- ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ САМООЦЕНКА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ.
ВЫСОКИЙ (КРЕАТИВНЫЙ) ДЕТИ С УСТОЙЧИВОЙ АДАПТАЦИЕЙ СРЕДЕ, ИМЕЮЩИЕ РЕЗЕРВ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССОВ, ДЕТИ, ИМЕЮЩИЕ АКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ОКРУЖАЮЩЕМУ НЕ НУЖДАЮТСЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
СРЕДНИЙ (АДАПТИВНЫЙ) ДЕТИ, В ЦЕЛОМ, АДАПТИРОВАННЫЕ К СОЦИУМУ, НО ИМЕЮЩИЕ ПОВЫШЕННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ.
НИЗКИЙ (ДЕЗАДАПТИВНЫЙ) ДЕТИ, ЧЕЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ХАРАКТЕРЕН, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СТРЕМЛЕНИЕМ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К ВНЕШНИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, В УЩЕРБ СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЛИБО НАОБОРОТ, ИСПОЛЬЗУЯ СВОЮ АКТИВНУЮ НАСТУПАТЕЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ПОДЧИНИТЬ ОКРУЖАЮЩИХ.
ЗАДАЧИ ДОУ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
- Снижение уровня заболеваемости
- Взаимодействие всех специалистов ДОУ с семьей
- Использование здоровьесберегающих технологий;
- Обеспечение психологического комфорта детей;
- Развитие двигательных умений и навыков, физических качеств;
- Обеспечение развития деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства;
- Создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни
ФАКТОРЫ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
- Связанные с семьей
- Дефицит или переизбыток общения со взрослыми
- Отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения в семье
- Неправильный стиль воспитания
- Проблемный характер семьи
СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
- Определение и развитие возможностей и способностей ребенка, резервов развития каждого возраста;
- Создание благоприятного психологического климата в группе
- Оказание своевременной помощи детям и их родителям
- Профилактика детской тревожности, низкой самооценки
- Выявление детей группы риска
- Оказание психологической помощи в период адаптации
- Формирование навыков психорегуляции, развитие уверенности в себе (включение игр и игровых упражнений в совместную деятельность).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ СОЗДАЮТ:
- Беседы и речевые игры
- Игры, упражнения, этюды
- Музыкальные произведения
- Произведения живописи, арттерапия
- Театр и театральная деятельность
- Чтение художественной литературы, сказкотерапия
- Общение с природой
- Физические упражнения, дыхательная и пальчиковая гимнастика
- Взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ У РЕБЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ:
- Поддерживать у ребенка положительную самооценку (не бывает плохих детей, бывают неправильные поступки)
- Содействовать хорошему эмоциональному состоянию
- Помочь ребенку осознать свои эмоции через проговаривание его состояние (я вижу, что ты поссорился с другом, тебе плохо, ты злишься на него…)
- Помочь ребенку контролировать свои эмоции и управлять ими (переключение внимания, разговор о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунков)
- Помочь ребенку управлять своим временем, поведением, дать ребенку право
- выбора чем ему заниматься
- Не оказывать нажима на ребенка, признать его право самостоятельно принимать решения, уважать его право на собственное мнение
- Научиться относиться к ребенку, как к равноправному партнеру, который пока
- обладает меньшим жизненным опытом.
-
КАК ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
- Мониторинги, опросники
- Консультации
- Совместные мероприятия
- Беседы
- Рекомендации
- Родительские собрания
- Взаимодействие с органами опеки и соцзащиты
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ПЕДАГОГА
- Стрессоустойчивость
- Развитый эмоциональный интеллект
- Профессионализм
- Адекватное социальное поведение
- Умение понимать не только детей, но и себя
- Умение делать выбор и нести за него ответственность
- Духовно-нравственное развитие личности
-
Составитель:
Егорова Вера Васильевна, воспитатель.