Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Методическая разработка
Разработал: Воспитатель, без категории
Колегова Дарина Васильевна.
Интегрированное занятие в средней группе с элементами рисования и аппликации «Дымковская Барышня»
1. Организационная форма:
Непрерывная образовательная деятельность
2. Реализация образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: закрепить знания детей о русском народном промысле – дымковской игрушке, поддерживать интерес к народному творчеству.
3. Задачи:
Образовательные:
- учить составлять узор, характеризующий элементы дымковской росписи (линии и кружочки);
- закрепить знания о таком русском народном промысле, как дымковская игрушка;
Развивающие:
- развивать творческие способности в процессе продуктивной деятельности, умение резать по намеченной прямой линии, навыки мелкой моторики рук;
- развивать внимание, умение ориентироваться на листе бумаги;
- Развивать связную речь, умение отвечать полными ответами;
- закреплять умение детей выделять и называть элементы и цвета, используемые в дымковской росписи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству и людям, которые изготавливают дымковские игрушки.
5. Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и дымковских игрушек, просмотр фрагментов мультфильма «Приключения Петрушки. Вятская (дымковская) игрушка» из серии «Народные промыслы России», беседа о профессии «гончар», «художник», настольно-печатная игра «Выложи правильно узор».
Оборудование и материалы:
Картон форматом А4 ярких тонов на каждого ребенка с готовым изображением дымковских барышень с вырезанной юбкой, половина альбомного листа (сама юбка), половина разноцветного листа, разливанного на полоски шириной по 1,5 см, фломастеры, клей, ножницы, иллюстрации с изображением дымковских барышень и элементами данной росписи, набор дымковских игрушек (козел, рыба, барышня, индюк), коробка для игрушек, раскрашенная в дымковском стиле, три картонные объёмные барышни (для подвижной игры), квадраты 15x15 см (платочки), расписанные в 3-х видах дымковской росписи, как юбки у барышень, три мягких модуля (на которых стоят барышни), аудиозапись «Дымковская игрушка», печенье на каждого ребенка (сюрпризный момент).
Методы и приемы: Игровой прием, художественное слово, показ, объяснение, пояснение, вопросы, поощрение, педагогическая оценка.
Структура проведения
1 часть: (вводная)
Под музыку дети рассаживаются на стульчики, стоящие в группе полукругом. На маленьком столе стоит картонная барышня и лежит коробка (в которой лежат: дымковские игрушки и печенье для сюрпризного момента).
Воспитатель от лица барышни: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (Да). Я пришла к вам сегодня в гости не одна, а со своими подругами (показывает на мягкие модули, на которых стоят еще две барышни). И принесли вам вот такую красивую коробку (дети рассматривают ее). Давайте, ребята, посмотрим все вместе, что же внутри нее (воспитатель открывает коробку и вынимает из нее дымковские игрушки, дети рассматривают их и называют).
«Все игрушки – непростые, а волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки, на них кружочки, клеточки, полоски»
- Ребята, а вы догадались, что это за игрушки? (Да, дымковские)
- А из чего делают эти игрушки? (из глины)
- Что вы можете сказать об этих игрушках, какие они? (яркие, нарядные, разноцветные, красивые, красочные)
Ребята, какие вы – молодцы! Давным -давно в нашем селе, откуда мы приехали с подружками, во время зимних холодов затапливали в домах печи, дым окутывал крыши домов так, что ничего не было видно, один дым. Так наше село получило свое название – Дымково. Взрослые решили порадовать своих детей игрушками. Набрали они глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились вот такие красивые дымковские игрушки, которые очень полюбили дети.
2 часть: (основная)
Воспитатель: сейчас мои подружки предлагают всем вместе поиграть!
Подвижная игра «Найди свою барышню»
Цель: учить детей находить ту барышню, у которой на юбке нарисован узор такой же, как на платочке.
Каждый ребенок из коробки берет платочек со своим узором дымковской росписи. Под плясовую музыку «Дымковская игрушка» дети гуляют с платочками, выполняют по образцу взрослого знакомые танцевальные элементы: «пружинка», «козлик» и другие. Как только музыка останавливается, дети должны подойти к той барышне, у которой на юбке нарисован такой же узор, как и у ребенка на платочке.
Воспитатель: хорошо мы с вами ребята повеселились, но у меня еще есть много подруг (показывает заготовленные трафареты барышень с прорезными юбками). Они очень огорчены, потому что у них нет таких красивых и расписных юбок, как у нас. Давайте, им поможем! Для этого нам с вами нужно превратиться в мастеров. Произнесем все вместе волшебные слова:
«Раз, два, три – повернись! В мастеров – превратись!»
Дети садятся за свои рабочие места, вспоминают правила работы с ножницами и клеем.
Воспитатель:
- приготовьте лист белого цвета. Это будет юбка нашей барышни, которую мы будем украшать разноцветными полосками и кругами (воспитатель показывает детям готовый образец);
- Найдите на подносе цветной лист, который разлинован на полоски. Разрежьте его ровно по намеченным линиям на полоски (еще раз напоминаем детям о технике безопасности при работе с ножницами);
- Теперь ребята, приклейте эти разноцветные полоски на небольшом расстоянии друг от друга на белый лист (обратить внимание детей на то, что клеем надо смазывать всю деталь, приклеивать стараться полоски ровно;
- После того, как цветные полоски все будут приклеены, используя фломастеры, нарисуйте и раскрасьте между ними кружочки (дети выполняют задание);
- После этого готовую юбку дети подклеивают под шаблон юбки дымковской барышни.
- часть: (заключительная)
(Дети выходят из-за столов со своими готовыми работами и выходят к модулям, на которых стоят дымковские барышни)
Воспитатель: посмотрите, какой у нас получился хоровод! Все сегодня постарались, украшая юбки, наши гости остались очень довольны и говорят вам «спасибо».
- А сейчас давайте пригласим наших гостей к праздничному столу, и все вместе выпьем ароматного чая с печеньем и еще раз полюбуемся на наших красавиц – барышень! (дети берут печенье из красивой коробки, все вместе пьют чай)