Развивающих игр для детей 2-3 лет
Развивающие игры для детей 2-3 лет помогут развивать речь, мелкую моторику, бытовые навыки. Все, что нужно детям в возрасте 2-3 лет.
Игра . Комарики
Цель: развивать речь, мелкую моторику.
Описание: взрослый предлагает ребенку представить себя в образе «комарика». Акцентирует внимание на размер насекомого, особенность поведения (летает — жужжит; сядет — замолкает; когда укусит — характерный писк, становится больно, место укуса краснеет, зудит). Можно продемонстрировать предметную картинку с изображением комара.
Взрослый читает потешку, сопровождая ее действиями.
Дарики-дарики, Хлопать в ладоши.
Вот летят комарики: «З-з-з!» Складывать пальцы рук в щепоть.
Вились, вились, Вращать кистями рук.
Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку)
Пощипывать за ушко.
Нам вцепились!
Игра . Я умею делать что-то
Цель: Игра развивает координацию движений, умение последовательно выполнять движения.
Пришло время немного размяться: попрыгать, побегать похлопать в ладоши — словом, повеселиться. Спойте или прочитайте нараспев такой стишок:
Я умею делать что-то,
Делать что-то, делать что-то,
Вот что я могу (подпрыгните, а малыш — вслед за вами)!
Продолжайте:
Я умею делать что-то,
Делать что-то, делать что-то,
Вот что я могу (хлопните в ладоши, и малыш сделает то же самое)!
Потом, прочитав этот стишок, вы можете присесть, побегать по комнате — что захотите. Главное, чтобы малыш повторял все ваши движения.
Игра .Маленький химик
Цель: Игра развивает познавательные навыки, готовит к рисованию красками.
А сейчас мы проведем настоящий опыт. Налейте в прозрачную пластиковую посуду чистую воду и подкрасьте ее акварельными красками. Что получилось? Красивый раствор яркого, насыщенного цвета.
Возьмите еще три прозрачные пластиковые чашки. Пусть малыш нальет в них раствор: в одну — немного, в другую — побольше, в третью — еще побольше. Теперь добавим в каждую чашку воды и посмотрим, что у нас получилось.
В первой чашке вода слегка закрасилась, а в остальных — сильнее и сильнее. Вместе с малышом сравните получившиеся растворы. Пусть он сам попробует расставить чашки по порядку — от самого светлого оттенка к самому темному. ***
Игра. Лёд — тоже Вода?
Цель: Игра развивает познавательные способности и наблюдательность. Малышу будет интересно смотреть, как оттаивает лед.
Но для начала нужно ему показать, что лед получается из воды, Налейте воду в разные формы: стаканчики, тарелочки, формочки для песка и поставьте в морозилку. Можно в одну из чашек положить маленького пупсика, а потом посмотреть, как он будет оттаивать. Когда вода замерзнет, одну форму со льдом оставьте в холодильнике, другую поставьте в комнате на столе, третью — у батареи.
Понаблюдайте вместе с малышом — где лед растает быстрее? Можно также положить кусочки льда в стаканы с горячей, теплой и холодной водой. Пусть малыш сравнит результаты и попробует объяснить, почему так получилось. Если ему это трудно, подскажите.
Игра . Ай, ду-ду!
Цель: Игра способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики
Малыш всегда готов поиграть и повеселиться. Спойте ему веселую песенку-потешку. А одновременно изображайте, что играете на дудочке. Вы знаете, как это делать: держите кисти рук на уровне рта, а пальцами совершайте волнообразные движения.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная, Позолоченная.
Вот как малыш весело подыгрывает и подпевает вам!
Игра . Волшебный мешочек
Цель: Игра развивает тактильные ощущения, воображение, память, сообразительность В волшебный мешочек можно играть вдвоем с малышом, а можно превратить эту игру в увлекательный конкурс, когда соберется веселая компания из нескольких ребят. Положите в небольшой мешочек несколько хорошо знакомых ребенку предметов: расческу, шнурок, карандаш.
Завяжите малышу глаза и попросите его вытащить из мешочка один предмет. Пусть он попробует узнать этот предмет на ощупь. Угадал? Прекрасно! Значит, полагается приз! Когда ребенок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их другими.
Игра . Картинки-парочки
Цель: Игра развивает зрительную память, внимание, усидчивость.
«Где-то у нас было лото? Надо его достать. Наверняка там найдутся парные карточки с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т. д, Сейчас мы поиграем по-другому!»
Выложите четыре пары картинок, чтобы малыш хорошенько их рассмотрел. Пусть он скажет, что на них нарисовано, и запомнит, где находятся одинаковые. Запомнил?
Тогда переверните картинки изображениями вниз. А теперь откройте одну из них и попросите малыша найти ей пару . Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не будут найдены.
С каждым разом ребенок будет все быстрее находить парные карточки. Постепенно усложняйте задачу: увеличивайте их количество
Игра . Кубики с картинками
Цель: Игра в собирание картинки развивает память, координацию, сообразительность, мелкую моторику.
В кубики малыш уже давно играет, но таких у него еще не было. На них что-то нарисовано, а что — непонятно. Может быть, мама объяснит? Мама составила кубики, и получилась картинка! Если малыш понял, в чем секрет, раздвиньте немного кубики, но не переворачивайте их.
Теперь переверните кубики на другие грани и составьте другую картинку. Снова немного раздвиньте их и попросите малыша собрать.
Справился, молодец! Когда малыш чуть-чуть подрастет, купите ему кубики с буквами и цифрами и научите его по ним читать и считать
Игра . Совершенствуемся в лепке
Цель: Лепка развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, память, глазомер и воображение.
Покажите малышу основные способы лепки. Попросите его раскатать небольшие кусочки пластилина между ладонями. Отлично — получилась колбаска. Заострите один конец колбаски — готов карандашик. А теперь слепите разноцветные колечки. Или бублики. Малыш постепенно начнет работать не ладошками, а пальчиками.
Игра . Подарок для куклы
Вам потребуются: бусины с крупными отверстиями, леска.
Расскажите малышу, что сегодня — день рождения у куклы Маши, поэтому надо подарить ей подарок. По секрету кукла вам сообщила, что ей очень нравятся красивые разноцветные бусы.
Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. Называйте цвет каждой бусины.
Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Игра. Ещё порисуем!
Цель: Рисование развивает воображение, чувство цвета и композиции.
Как приятно рисовать пальцем на запотевшем окне или по насыпанной тонким слоем на столе или подносе крупе! А еще можно намочить пальчик и водить им по доске. Вариантов множество, и все они нисколько не исключают рисования.
Прежде всего покажите малышу, как проводить вертикальные линии снизу вверх и горизонтальные — слева направо. Пусть малыш нарисует дорожку или цветные ленточки. Освойте с ним вместе рисование красками методом «тычка»: кисточкой или палочкой с прикрепленным на ее конце кусочком поролона. Получится снег или дождь.
Обратите внимание малыша на то, что карандаш и фломастер оставляют на бумаге тонкий след, а кисточкой можно провести широкие линии. «Они похожи на ленточки, ручейки и дорожки — правда, малыш?»
Игра . Пузырики-пузырики
Приготовьте для игры венчик. Затем вместе с ребенком налейте в миску воды и капните немного шампуня. Покажите малышу, как можно получить пышную пену, энергично работая венчиком.
Обычно малышей эта развивающая игра просто завораживает, это же почти как фокус – вода превращается в пену Наигравшись с венчиком, мы с дочкой, как правило, приступаем к надуванию мыльных пузырей через трубочку.
Обычно в первый раз малышам тяжеловато уловить, что воду через трубочку нужно не пить, а наоборот выдувать, поэтому если раньше вы никогда не пробовали устраивать бурю в стакане, для начала поэкспериментируйте на обычной воде и убедитесь, что малыш не пьет воду. И лишь потом переходите к играм с мыльной водой. Пузыри в этом случае получаются еще эффектнее, чем с венчиком.
Игра . Выкладывать макароны/пуговицы по линиям
И еще одна игра, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств.
Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности. В чем суть развивашки – по начерченным дорожкам аккуратно выкладываем макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка. Один совет: чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.
Игра . Узоры из кубиков
Цель: игра развивает пространственное представление, мышление, память, усидчивость. Предложите малышу собрать одноцветную дорожку. Пусть он сам подберет кубики. Прекрасно получилось! Теперь соберите дорожку с чередующимися цветами, например, красно-синюю.
Составляйте с ним вместе квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Теперь разберите и попросите малыша составить квадрат заново. Так он понемножку освоит соотношение части и целого
Постепенно усложняйте задачу, используя все больше и больше кубиков. Не забывайте спрашивать малыша, какого цвета квадрат он складывает. Пусть малыш учится обращать внимание на цвет и на форму.
Игра . Где же наши ручки?
Цель:Игра способствует развитию координации движений,
Читайте малышу стишок и показывайте то, о чем говорите. А малыш пусть повторяет за вами названия частей тела и выполняет те же движения.
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои (руки за спиной)?
Раз, два, три, четыре, пять! Покажитесь мне опять (покажите руки).
У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои (закройте уши ладонями)?
Раз, два, три, четыре, пять! Покажитесь мне опять (покажите уши)!
У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои (закройте глаза ладонями)?
Раз, два, три, четыре, пять!
Игра . Угадай, что на картинке?
Цель: Игра развивает зрительную память и сообразительность.
Возьмите картинку, на которой изображено что-то хорошо знакомое ребенку: стол, яблоко, кошка, собака и т. д.
Разрежьте картинку пополам, покажите малышу одну половинку и попросите угадать, что здесь нарисовано.
Картинку можно не разрезать, а просто закрыть часть рисунка белой бумагой. Когда картинки будут малышу хорошо знакомы, вы сможете показывать не половину, а треть или четверть изображения.
А потом дадите малышу несколько частей одной картинки — пусть попробует составить.
Игра . Больше или меньше?
Цель: Игра развивает интеллект, сообразительность, способность к аналитическому мышлению.
Пришло время научить малыша сравнивать различные предметы и живых существ.
Для начала пусть он научится сравнивать их по размеру. Назовите какие-нибудь предмет или животное, а малыш скажет, что или кто из них больше.
Итак, начнем: муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар и т. д. Точно так же назовите пары предметов или животных, а малыш скажет, что или кто из них меньше.
Игра . Игрушки пляшут
Цель: Игра способствует развитию координации движений и мышления малыша.
А сейчас мы устроим танцы! Нам понадобятся две мягкие игрушки. Предположим, заяц и мишка. Пусть малыш выберет, кем из них он будет играть.
Договорились: он — мишкой, вы — зайцем. Зайчик умеет плясать веселый танец и хочет научить танцевать мишку: «Мишка, давай потанцуем!» Он показывает движения, а мишка в руках у малыша их повторяет.
Напевайте песенку:
Мы танцуем весело,
Поднимаем ножки,
Поднимаем ручки,
Крутим головой.
Делаем наклоны,
Хлопаем в ладоши,
Мы такие ловкие,
Куколка, с тобой!
Вместо слова «куколка» вы можете говорить «мишенька», если у малыша в руках мишка, А теперь поиграйте по-другому. Возьмите обе игрушки и «танцуйте» за них, а малыш пусть танцует сам.
Игра . Найди половинку
Цель: Игра развивает логику и мышление,
Для этой развивающей игры вам понадобятся два одинаковых набора красочных открыток.
Разрежьте их из одного набора пополам. Положите перед малышом целую открытку и 3-4 половинки от разных открыток.
Покажите малышу половинку открытки и попросите найти подходящую к ней. Трудно? Не получается? Тогда начните вместе прикладывать эту половинку к другим разрезанным картинкам. Нет, эта не подходит… И эта не подходит… А эта подошла — вот какая получилась картинка!
Понравилась малышу игра? Получается у него? Значит, усложните задачу: предложите ему уже не 3-4, а 8 половинок,
Игра . Угадай животное
Цель: Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
Игра . Кто есть кто?
Цель: Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных ◈
Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки.
Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.
Игра. «Найди одинаковое»
Подготовьте несколько предметов двух цветов, например, синие и красные кубики и колечки от пирамидки.
Возьмите синий кубик и попросите найти второй такой же.
Прикладывайте, сравнивайте, комментируйте. Позже можно увеличить количество цветов, не показывать образец, а сразу говорить: «найди все красные колечки».
Важно, чтобы на первом этапе предметы были одинаковой формы.
Игра . «Кто где живет»
Возьмите книги с иллюстрациями животных. Побеседуйте с ребенком о том, кто из животных чем питается и где живет.
Игра . «Чем отличаются?»
На прогулке соберите в ведерко самые разные предметы: камни, ветки, листья деревьев, шишки. Дома высыпьте содержимое ведерка и все внимательно рассмотрите, сравнивая предметы друг с другом.
Рассматривая предметы, объясняйте ребенку, камень тяжелый, а лист — легкий. Взвешивайте предметы в руках, ощупывайте их.
Так ребенок сможет познакомиться с понятиями «тяжелый», «легкий», «горячий», «холодный», «гладкий», «шершавый», «колючий».
Игра . «Угадай, что это?»
Необходимый инвентарь: банки с крупой.
Задача ребенка опускать руки поочередно в емкости с различной крупой. Обязательно называйте крупу и сравнивайте ощущения.
Через какое-то время, когда ребенок будет хорошо ориентироваться в крупах, предложите ему определять их наугад с закрытыми глазами. ***
Игра . «Потрогай и скажи»
Необходимый инвентарь: плотная бумага, различные крупы, кусочки ткани разной фактуры, клей.
Необходимо вырезать из бумаги небольшие квадраты (со стороной около 10 см). Приклеить на квадраты крупу, кусочки ткани или фактурную цветную бумагу. Необязательно вырезать только квадраты. Сделайте также круги и треугольники. Храните этот дидактический материал в отдельной коробке. Пусть ребенок возьмет карточку, потрогает ее и проговорит свои ощущения.
Помогайте ему, используя как можно больше определений. Также отличная игра рисование на крупе, для такой игры очень подходит манная крупа.
Игра . «Превращения воды»
Игра знакомит со свойствами такого вещества как вода.
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.
Сначала расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
Затем продемонстрируйте это наглядно. Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой. Понаблюдайте за таянием льда.
Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
Игра . «Налил-вылил»
Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества — вода.
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан. Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
Предоставьте ребенку свободу действий.
Игра . Выжми мочалку
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Игра . «Сквозь сито»
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества — вода.
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. А для разнообразия, можно в воду положить разные предметы и при помощи сито выловить их.
Игра . «Поплывет или утонет»
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов.
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.
Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Игра . «Картинки со шнуровками»
Для этой игры можно использовать картинки — солнышко, туча, цветок, машинка.
Для того, чтобы сделать такую игрушку вам понадобятся: белый и разноцветный пластик; шило или саморезы; ножницы; леска; желтый шнурок.
Как только вы сделаете игру, покажите ребенку как правильно вплетать шнуровку. Малышу понравятся такие развивающие игры.
Игра . Игры-моталочки
Я думаю, все вы прекрасно понимаете, что полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков.
Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом. Следующая игра как раз призвана научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.
Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее.
Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.
Для того, чтобы повысить интерес ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это будет очень увлекательно!
Игра . «Играем с кинетическим песком»
С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.
Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин).
Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит.
Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!
В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.