Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..."
"Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!"
"Горе ты мое!"
"Счастье мое, радость моя!"
"Плакса-вакса, нытик!"
"Поплачь, будет легче..."
"Вот дурашка, все готов раздать..."
"Молодец, что делишься с другими!"
"Не твоего ума дело!..."
"А ты как думаешь?..."
"Ты совсем, как твой папа (мама)..."
"Папа у нас замечательный человек!""Мама у нас умница!"
"Ничего не умеешь делать, неумейка!"
"Попробуй еще, у тебя обязательно получится!"
"Не кричи так, оглохнешь!"
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..."
"Неряха, грязнуля!"
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..."
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!"
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!.."
"Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!"
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"
"Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!"
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь..."
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?…
· Я сейчас занят(а)…
· Посмотри, что ты натворил!
· Это надо делать не так…
· Неправильно!
· Когда же ты научишься?
· Сколько раз я тебе говорила!…
· Ты сведешь меня с ума!
· Вечно ты во все лезешь!
· Уйди от меня!
· Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
· Ты самый любимый!
· Ты очень многое можешь!
· Спасибо!
· Что бы мы без тебя делали?!
· Иди ко мне!
· Садись с нами!..
· Я помогу тебе...
· Я радуюсь твоим успехам!
· Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
· Расскажи мне, что с тобой...
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Так догадывайтесь!