«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста становится логичным способом реализации нового стандарта на практике. Одним из целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из стандарта, является умение «договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешать конфликты».
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций: самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя) и самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями); социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми) и управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:
комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий.
Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста:
трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершённый с другими детьми труд; общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя), прослушивание музыкальных произведений;
творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).
игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания;
обучающие беседы, рассказ воспитателя;
сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта;
игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач;
арт-терапия – представляет собой методику воздействия при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец);
психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика);
психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.);
посещение комнаты психологической разгрузки;
ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями);
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.
Важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.