МДОУ "Детский сад № 2" с. Помоздино

Адрес: Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38
Телефон: 8(82137)97483; 8(82137)97339
Эл. почта: natalyaegorovna@yandex.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 2" с. Помоздино

Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино, улица имени А.В. Уляшева, д. 43, д. 38

Телефон

8(82137)97483; 8(82137)97339

Эл. почта natalyaegorovna@yandex.ru

Консультация для педагогов "Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "

Консультация для педагогов на тему:
«Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах развития эмпатии посредством сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста. 
Ход:
Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
По мнению Т. П. Гаврилова, эмпатия в старшем дошкольном возрасте проявляется в умении правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека.
Л. П. Стрелкова считает, что «эмпатийный процесс предполагает собою цепочку: сопереживание – сострадание – толчок к содействию».
Основными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать: интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.
Развитие эмпатии у ребёнка – это неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных взаимоотношений. В дошкольные годы, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, отзывчивости, гуманности. И как раз сказкотерапия очень помогает в этом.
Сказкотерапия – наиболее эффективное средство, развивающее эмпатию у детей дошкольного возраста, так как она способствует развитию у них умения чувствовать настроение других людей, побуждает мысленно вставать на место другого и включать этого другого в свой внутренний мир, а также даёт детям возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые ситуации и проиграть эмоции, чувства.
Сказка – это наиболее действенный инструмент развития. Переживания и конфликты обыгрываются с помощью персонажей – заместителей, а также через построение сюжета. Благодаря этому достигается психотерапевтический эффект.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет несколько видов сказок:
1. Художественные сказки – к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории:
- народные сказки – к ним относятся мифы, так как они являются наиболее древними народными сказками, древнейшей основой мифов и сказок есть единство человека и природы;
- авторские сказки – художественные сказки, которые более трепетны, образны, чем народные;
2. Дидактические сказки – создаются педагогами для «упаковки» учебного материала, они раскрывают смысл и важность определенных знаний;
3. Психокоррекционные сказки – создаются для мягкого воздействия на поведение ребенка;
4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, они создаются в процессе поиска смысла происходящего и проблемных ситуаций.
5. Медиативные сказки – создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений.
Основные принципы построения сценария сказкотерапии:
- доступность;
- постепенное усложнение игрового сюжета;
- наглядность игрового материала;
- учет индивидуальных психологических особенностей, возможностей детей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, то есть с перспективой зоны их развития (по Л.С. Выготскому).
На начальном этапе необходимо познакомить детей со сказкой. Важно расположить детей, не всегда все дети сразу вступают в игру, есть те, кто держится в стороне, поэтому важно раскрепостить таких детей, чтобы у них появилось желание отправиться вместе со всеми в сказочный мир.
Можно выделить следующие способы развития эмпатии с помощью сказкотерапии:
1. Анализ сказки и изменение сюжетной линии: обсуждение основного смысла сказочного сюжета, правильных и неправильных поступков, предлагается представить, как бы поступил герой если бы ситуация сложилась немного иначе, продумать несколько вариантов выхода из трудностей, придумать сказке другой конец. 
2. Сочинение сказок. 
3. Проигрывание сказок с помощью игрушек и кукол. 
4. Театрализованная постановка сказки. 
5. Рисование героев сказки, сюжет.
6. Изготовление поделок по сказкам.
7. Сюжетно – ролевые игры по мотивам сказок.
На основе творческого воображения, у дошкольников возможно успешное развитие эмпатии - это сопереживание героям сказки, сострадание их бедам и неудачам, осуждение плохого, конструктивная злость, радостное удивление.
Важно обсуждать героев сказок и их сюжет, чтобы упорядочить его собственные сложные чувства, а также разграничить понятия добра и зла. Дошкольник, сравнивая себя с героями сказок, приписывает себе положительные или отрицательные качества.
При применении сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Сказка имеет психологическое влияние и, размышляя вместе с детьми над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на развитие у детей эмоциональных состояний (сопереживания, сочувствия).
Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия - это эффективное средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.