МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ
ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ В ДОУ»
Важнейшим условием развития личности педагога является самообразование, которое заключается в стремлении человека к поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. Работа по самообразованию – одна из форм повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализации в профессии. При этом особое значение имеет наличие определённой мотивации. Инициатива должна исходить от самого педагога. Без самообразования сегодня работать творчески нельзя. «Только тот, кто планирует, может организовать».
Темы для самообразования подбираются с учётом индивидуального и профессионального мастерства воспитателя, с учётом уровня квалификации (если педагогам 2 категории достаточно освоить и внедрить, то педагоги 1 и высшей категории разрабатывают систему, технологию, программу, цикл занятий и т.д.). Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат будет эффективен и раскроен творческий потенциал воспитателя.
После определения проблемы темы самообразования каждым педагогом составляется план работы (приложение №1). В нём указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, её освещённости в теории и практике дошкольного воспитания, опыта самого педагога. Сроки реализации плана педагог определяет сам, но, как правило, они рассчитываются от аттестации до аттестации.
Приложение №1.
Примерный план самообразования педагога
__________________________________ Ф.И.О.педагога (полностью)
Пед.стаж работы, категория 1.
Год |
Проблема |
Тема |
Этап |
Содержание работы |
Результаты. Форма отчётности. |
2018 г |
Экологичес-кое воспитание детей в д/с |
Изучение теоретического и практического компонента программ по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте |
Организационно-ознакомительный |
|
|
2. На основе планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ (прилагается №2).
В нём фиксируется проблема, над которой работает каждый педагог, этапы работы, предполагаемый и достигнутый результаты. Каждый педагог к концу учебного года имеет наработанный материал по четырём позициям (дети, педагоги, родители и оснащение конкретного направления).
Приложение №2.
Примерный план самообразования педагога
______________________________________________
Ф.И.О.педагога (полностью)
_____лет пед.стажа работы, категория_____________
Год |
Проблема |
Тема |
Этап |
Содержание работы |
Результа-ты. Форма отчётнос-ти. |
|||
Работа с детьми |
Работа с педагогами (педсовет, совет педагогов) |
Курсы повышения по теме (посещение семинаров, мероприя-тий по теме) |
Работа с родителями (оснащение) |
|||||
2013 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Результативность этапов работы по самообразованию:
1 этап – организационно-ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результата работы: консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовительного материала. Форма представления результата работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результата работы, самоанализ педагогической деятельности.
По окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
Защита самостоятельно изученных тем по самообразованию:
1. Актуальность темы (по теме);
2. Цели и задачи;
3. План перспективный по теме;
4. Работа с родителями;
5. Работа с детьми (занятия);
6. Результаты работы по завершению изучения темы;
7. Литература (перечень);
8. Иметь портфолио по самообразованию (папка);
9. Форма защиты: участие в КМО, в семинарах, педсоветах, на заседании круглого стола, выступление по теме на научных конференциях, на конкурсе пед. мастерства «Воспитатель года» среди ДОУ на районном, на республиканском уровне в форме презентации (показ слайдов).
10. Формы представления результата работы: консультации на разные темы, доклады, наглядно- иллюстративный материал, перспективные планы, собственная разработка занятий, конспекты занятий, проводимые по плану, программы, методические разработки по теме, грамоты и достижения педагога и детей по теме, диагностика детей, анкетирование по теме ( результаты анкетирования), работа с родителями – родительские собрания ( результаты), мастер-класс, творческий проект и т.д.